Новости в мире  
Новости России
 Новости Новосибирска  

назад в раздел Новости России

Вплотную к ансамблям. Архитектура как искусство взаимодействия

29.04.2010

В Петербурге архитектурные конкурсы на освоение или реконструкцию больших территорий стали нормой. Профессионалам впервые за много лет выпал шанс на создание современных архитектурных ансамблей. Тем важнее выбор методов для адекватной градостроительной оценки их усилий.

Регулирование городской застройки, поиск эстетической гармонии при разнополярных экономических интересах участников строительства невозможны стали без искусства административной дипломатии. Важно понять, отнюдь не идеализируя ситуацию в российских мегаполисах, удается ли властям находить оптимальные решения для реализации знаковых проектов.

Будущее увидели в 3-D

Последние четыре года в Нижнем Новгороде кипят страсти вокруг плана освоения набережной Гребного канала с прилегающим к нему полуостровом. Комплексная планировка территории по замыслу властей облагородит одну из лучших панорам города в месте слияния Оки и Волги. Градостроительный совет во главе с губернатором Валерием ШАНЦЕВЫМ планомерно сводит в единую архитектурную концепцию12 самостоятельных проектов. Многофункциональным комплексам спортивно-развлекательного и туристического назначения, включающим в себя горнолыжный спуск, трамплин, аквапарк, океанариум, фитнес-центры, а также гостиницу, кемпинги и яхт-клуб, предстоит ритмично сочетаться с береговым рельефом и с исторической застройкой.

Большая часть проектов выполнена нижегородскими архитекторами. Пять оригинальных решений принадлежат приглашенным авторам и мастерским. Отель «Кемпински» проектировал петербуржец Сергей ЧОБАН, спортивно-оздоровительный комплекс «Остров» – москвич Юрий ВИССАРИОНОВ. Проект горнолыжного трамплина для тренировок нашей сборной к сочинской Олимпиаде-2014 подготовила австрийская фирма «Малоер». Кроме того, рядом с комплексом «Остров» возведут два мощных объекта – горнолыжный спуск и аквапарк (разработчики концепции – английские компании «Уилкинсон Эйр» и «Аруп»).

Для анализа складывающейся архитектурной композиции использовался метод 3D-моделирования.

Проекции из 10 видовых точек позволили сделать выводы о возможной высотности каждого сооружения, его объемно-планировочных решениях. В результате была в 1,5 раза понижена этажность отеля «Кемпински», видоизменено само здание, которое приобрело более пластичную, созвучную очертаниям ландшафта форму. Не удовлетворили градостроительный совет Нижнего также конфигурация и объемно-планировочное решение яхт-клуба, предложенные нижегородским архитектором Сергеем ТИМОФЕЕВЫМ. Выкраивание архитектурной «рубашки» яхт-клуба решено было оставить «на потом», срезав высоту доминант в 1,5–2 раза. C удачного, по оценке градсовета, проекта «Остров» Юрия Виссарионова «сняли» две башни, оставив главное без изменения. В результате получилась на редкость органично вписывающаяся в рельеф полуострова бионическая композиция.

Строгость законов российских
Градсовет будет рассматривать один за другим остальные предназначенные для набережной архитектурные проекты в течение всего 2010 года. Главный архитектор Нижегородской области Олег РЫБИН успех действий властей объясняет хорошо организованным процессом выработки законов, накоплением инструментов планировочного регулирования, умелым использованием этих инструментов. То есть профессионализмом и волей уполномоченных органов. Но помогает и доступность градостроительной информации для инвесторов. Она заложена в электронную базу данных. Чтобы получить полный анализ застройки на указанной территории, инвестору необходимо сделать запрос и выделить 10 минут на ожидание ответа.

Нельзя сказать, что все решения градсовета оказались для застройщиков берега Гребного канала безболезненными. Девелоперу, которого власти ограничили в использовании выигрышного с экономической точки зрения места, нелегко с этим смириться, особенно если ограничения касаются функций будущего объекта или его высотности. В Нижнем Новгороде дело уже несколько раз доходило до открытых конфликтов с главным архитектором, разрешавшихся только после вмешательства губернатора. В этих случаях Олег Рыбин обычно цитирует слова Валерия Шанцева: «Центр будем застраивать невысокими, красивыми домами». Эта несложная, но внятная концепция, по словам архитектора, гораздо быстрее убеждает застройщиков и инвесторов, чем многочасовые беседы о градостроительном регламенте.

Объективность Сенной

По мнению главного архитектора Петербурга Юрия МИТЮРЕВА, возникновение у нас современных архитектурных ансамблей возможно либо в промышленном поясе, на набережных, в местах, стыкующихся с историческим центром, либо на периферии города. При сохранении памятников промышленного зодчества новая застройка вполне может стать продолжением исторического центра. Такой сценарий рождения новых ансамблей предлагает в последние годы КГА Петербурга.

– Наше законодательство подразумевает первоочередность интересов города, – говорит Юрий Митюрев. – Власти города готовы работать с инвестором, устраивая максимально открытые архитектурные конкурсы. Как правило, победа проекта в конкурсе подразумевает достаточно свободный выбор горожан и профессионального сообщества. Побеждает тот, кто оказывается сильнее, лучше, активнее.

Ближайшими архитектурными состязаниями, которые намечены на весну 2010 г. в Петербурге, станут конкурсы на застройку Нового Адмиралтейского острова и реконструкцию Сенной площади. Но реконструкция Сенной площади – не типичный для нынешнего Петербурга пример. Образ площади, сложившийся после реконструкции в 90-х годах и строительства комплекса «Пик», оказался неудачным. Поводом для очередной попытки облагородить площадь стало предстоящее возведение «Пика-2», а также договоренность властей с инвестором о сносе расположенных на площади торговых павильонов.

Ясно, что формирование Сенной площади без адекватного решения «Пика-2» невозможно.
Но и без целостной художественной и функциональной концепции ансамбль площади не состоится. Поэтому, по замыслу КГА, реконструкция должна коснуться самой территории Сенной, периметра домов и части ближайших улиц, поскольку для организации конкурса на более значительную по площади реновацию у бюджета просто нет ресурсов.

Сенная площадь – это, с одной стороны, красивая плоскость, с другой стороны, историческое место с торговыми функциями. Юрий Митюрев не исключает, что в ходе конкурса появится принципиально новое решение.

– Я ратовал за проведение конкурса, чтобы понять, что на самом деле нужно городу в этом месте, – говорит главный архитектор.– Я считаю, что прежде нужен разброс мнений, открытое обсуждение проблемы, поскольку слишком много болевых точек затронет реконструкция: и восстановление разрушенного храма, вопрос о котором не решить в ближайшие годы, и открытие третьего выхода метро, и размещение инженерии, и логистику места. Я даже предполагаю, что с первой попытки нас не устроит ни один конкурсный проект. Но мы не намерены останавливаться.

…хлеб русский не родится

Создание архитектурных ансамблей – в большой степени искусство взаимодействия. Под этим подразумевается связь проекта с пространством, со всеми участниками процесса, с городом в целом. Чтобы это стало возможным, архитекторам и проектировщикам необходима гражданская и профессиональная зрелость.

По словам главного архитектора Петербурга, большинство новаций, которые предлагают сегодня российские архитекторы, пришло с Запада. И связано это не только с новыми технологиями и материалами, но и с иностранными инвестициями, которые вкладываются в проекты.

Оценить этот процесс однозначно нельзя. Без серьезных денег создание качественной архитектуры, тем более архитектуры ансамблевой, разумеется, невозможно. Но, по мнению Юрия Митюрева, сегодня у российской архитектуры есть две проблемы. Во-первых, почти нет возможности найти российского заказчика, который вкладывал бы такие средства, которые вкладываются на Западе, в «топовую» архитектуру. А от понимания и постановки задачи заказчиком зависит половина дела. Во-вторых, российские профессионалы пока в своей архитектуре вторичны.

– Мы пытаемся следовать внешним характеристикам, которые соответствуют мировым эстетическим воззрениям, глобальной моде, – считает главный архитектор. – По сути же выходит железобетонная коробка, которую мы одеваем в современную одежку, подчас не самую качественную. Архитекторам трудно понять, как поведут себя те или иные материалы через десятки лет. Сегодня российская архитектура находится в стадии модернизации, причем не только технической. Идет тесный контакт с иностранными коллегами, есть понимание технологии проектирования как процесса. Я уверен, что мы нагоним Запад. А художественного потенциала у наших архитекторов, может быть, даже больше. У нас, в конце концов, много уникальных примеров из недавнего прошлого, от которых можно отталкиваться.

http://www.stroygorhoz.ru/116/25.php






(с) 2002-2024 СибДИЗАЙН.ру При перепечатке материалов прямая ссылка обязательна