Видеоинформ   Наследие  
Досье
 Дизайн   Проект  

назад в раздел Досье

Кристиан де Портзампарк: открытый остров и другая среда

13.07.2009
Текст: Ефим Фрейдин
Кристиан де Портзампарк - архитектор, который уделяет большое внимание природе человеческого общения. Возможно, поэтому в его портфолио большое количество культурных центров. В современном мире на первый план выходят встречи и разговоры, и задача зодчего – отразить это в своей работе. Архитектура – в первую очередь публичное (общественное!) искусство, как считает зодчий. И создает для Ренна (на родине Одиль Декк) «Свободные сферы», где соединяет научный центр, библиотеку и музей Бретани. Проектируя «Свободные сферы», автор избежал пустой бюрократичности пространства, сделав его привлекательным и демократичным.

Кристиан де Портзампарк


"Свободные сферы", Франция, Ренн


Водонапорная башня, Франция, Marne la Valee


Интерьер концертного зала, Люксембург

Из его биографии получится отличный сценарий для фильма. Лет десять назад он сыграл бы в нем главную роль – внешность энергичного, целеустремленного архитектора это позволяла. «Парень 1968 года», Кристиан де Портзампарк после творческой революции умерил свой пыл и занялся созданием и реконструкцией городских сообществ, выстраивая среду для жизни согласно природным особенностям человека.
К неотъемлемым свойствам человека де Портзампарк, похоже, относит требование свободы во всем: свободы передвижения, духа и тела. «Не отделяйте душу от тела – человек такое дикое существо. Прошло десять тысяч лет, а ничего не изменилось: люди по-прежнему воюют, только добавился алкоголь и Калашников. Но против этого природного образа дикости мы используем красоту, знание и культуру. В таких условиях город – это джунгли, весьма агрессивная среда, невыносимая и дикая», – вот такой натуралистический взгляд у этого архитектора. Однако он говорит о мечте и о счастье, которому найдется место в городе, переставшем быть территорией проблем и эгоистических интересов. Мечта де Портзампарка – в неизвестном: он приводит в качестве примера Рио-де-Жанейро, где, поднявшись на спроектированный им дворец Музыки, можно увидеть очаровательный пейзаж: всего десять метров над землей, не такая уж и огромная высота, но она открывает неизведанное и приятное.
Он не руководствуется жесткими методами. Есть лишь основные параметры существования – форма, свет, специальные эффекты и чувственные ощущения, задав которые, можно получить пространство. Есть идея «открытого острова» – планировочная концепция, обладающая заманчивой универсальностью применения. В этом подходе де Портзампарк как градостроитель наделяет автора отдельных зданий и будущего жителя свободой, воздухом, солнцем или тенью. «L’ilot ouvert» – это принцип, согласно которому на участке ставятся несколько разновеликих объемов, а между ними располагаются – иногда сложные по форме – уличные пространства. Де Портзампарк использовал его при работе в Париже, Бейруте и Пекине. В Китае этот принцип позволил дать солнце первым этажам, на Ближнем Востоке – наоборот, затенить их. Усложнение формы «промежутка» при помощи мостиков и переходов добавляют привлекательности его объектам. Легкость передвижения, маневренность в проектировании – серьезные преимущества «острова».
Однако путь к этой свободе лежал через сознательные ограничения. Творческая революция 1968-го раскрепостила многих. И де Портзампарк до поступления в Школу изящных искусств восхищался набросками Оскара Нимейера и Ле Корбюзье. Работавший с последним Жорж Кандилис преподавал у нашего героя и привил ему внимание к планировочным сеткам, форме и свету. Позже де Портзампарк стал критически относиться к своим предшественникам. Радикальные авангардные методы реконструкции городов, предполагавшие, к примеру, снос части Парижа (проект Ле Корбюзье) были переосмыслены.
Через год после завершения курса архитектуры, в 1970-м, де Портзампарк открыл собственное бюро. Еще до выполнения одного из первых заказов – проекта водонапорной башни в Marne la Valee – он работал с социологами, исследовавшими жизнь городского сообщества. Их интересовали негативные и позитивные качества среды обитания, характер отношений между людьми. Эта работа заставила де Портзампарка заняться «скромной» архитектурой.
В 1970-х годах система распределения заказов во Франции изменилась: многие проекты выполнялись молодыми архитекторами. Водонапорная башня – одна из «поэтических» работ зодчего, взявшего в качестве прообраза Вавилонскую башню. Объект – инженерная конструкция, закамуфлированная решетками для вьющихся растений – стал одним из символов городка, в котором появился. В 1975 году архитектор начинает проект жилых кварталов в Париже и успешно справляется с ним, вспоминая потом счастливые лица первых новоселов. Квартал строился шесть лет, и тогда Портзампарк понял, что нужно делать множество вещей сразу – долгие архитектурные реализации не сравнимы с сиюминутностью музыки или быстротой живописи. Десять лет спустя в эпоху «Больших работ», инициированных Франсуа Миттераном, в результате конкурса архитектор получил заказ на Город Музыки. Его назовут «Бобуром для музыки», сравнивая по культурной значимости с Центром современного искусства им. Жоржа Помпиду. Строительство Cite de la Musique, расположенного в парке Ла Вилетт, завершилось в 1995-м. За время воплощения проекта Города Музыки его автор получил ряд национальных и мировых наград, в числе которых – единственная французская Притцкеровская премия.
Один из новых проектов де Портзампарка – филармония в Люксембурге – воплощает в себе многие из указанных выше принципов. Она построена на соединении идей гражданского общества (пространство коммуникаций) и «открытого острова». Естество передвижения, возвышенная одухотворенность, пожалуй, основные ощущения от объектов архитектора, который создал для многих сотен тысяч жителей другую природу, искусственную среду обитания.







(с) 2002-2017 СибДИЗАЙН.ру При перепечатке материалов прямая ссылка обязательна