Видеоинформ   Наследие  
Досье
 Дизайн   Проект  

назад в раздел Досье

Steven Holl: назад, к архитектуре

02.10.2013
Оксана Гилюк
Стивен Холл родился в 1947 году в Бремертоне, штат Вашингтон. Окончил Вашингтонский университет, затем учился в Риме и в Лондоне. В двадцатидевятилетнем возрасте основал в Нью-Йорке собственное архитектурное бюро, на счету у которого многочисленные постройки в области преимущественно музейной и учебной архитектуры. Это архитектура, которая учит, приобщает к искусству и культуре, формирует личность – живущую, работающую, получающую образование в ее стенах, под ее кровом.

Экстерьер музея искусств Нельсон-Аткинс
в Канзас-Сити, США (1999-2007)


Интерьер музея искусств Нельсон-Аткинс в
Канзас-Сити, США (1999-2007)


Стивен Холл


Экстерьер здания Философского
факультета, Нью-Йорк, США (2004-2007).


Интерьеры в здании Философского
факультета, Нью-Йорк, США (2004-2007)


Обладатель самых престижных архитектурных премий, Стивен Холл – поразительный архитектор, сочетающий в своем творчестве концептуальность и предметность, высокие технологии и поэтичность, современность и архаичность, эмпирику и метафизику.
«Я верю в феноменологию архитектуры, в ее восприятие всеми нашими чувствами»,– повторяет мастер в своих интервью. Речь идет о совершенно особом типе чувствительности к пространству, о непосредственном и живом переживании его. В самом деле, та очевидная мысль, что архитектура – это наделенная протяженностью реальность, а не ее плоское изображение, представляется как никогда уместной и востребованной именно сегодня, в эпоху, когда ведущим органом восприятия становится глаз, когда действительный мир заменяется виртуальной картинкой мира, а мышечное чувство постижения объема рискует окончательно атрофироваться. Подобная позиция возникла вследствие знакомства архитектора с феноменологией и, в частности, с сочинениями Мориса Мерло-Понти, в философской системе которого чрезвычайно ценной для архитектуры оказалась мысль о «видящем теле». Именно тело как психосоматическое единство является, по Мерло-Понти, подлинным субъектом нашего восприятия, нашей способности «безмолвно расшифровывать мир».
Известный феноменологический призыв «назад к самим вещам!» понимается в данном случае как обращение к реальности, какой она дана прежде сознания, в опыте нашего собственного тела, так как именно оно, а не глаз и не мозг, воспринимает пространственную целостность объектов самих по себе.
Архитектура Стивена Холла исключительно внимательна к подобному живому и конкретному пространственному опыту. Это архитектура предъявления, а не изображения. Суть ее заключается не в сообщении нам фактов или идей – она не мыслится, а воспринимается – физически, моторно, на уровне первичных ощущений, непосредственного тактильного и визуального переживания.
Она всегда предметно-чувственна, часто лаконична и связана с простыми и ясными геометрическими формами.
Одновременно в простоте всякой формы находится некий сверхсмысл, превращающий обычный куб в архитектурное событие. Так в Австрии, в часе езды от столицы, среди прямых виноградных рядов вырастает спроектированный Холлом винный центр Лоизиум (2005) – алюминиевый куб, рассеченный по всем плоскостям и частично углубленный в землю, что в сочетании с наклоном вертикальной оси здания на 5º к югу превращает простой объем в богатую и сложную форму и подчеркивает связь нового сооружения с древними винными подвалами.
Это искусство очень тонкое, оно волнует соотношением света и тени, вибрацией фактур, изысканной деталью, всеми теми ощутимыми феноменами, которые очень ценны в архитектуре и о которых мало расскажут фотографии или словесные описания. Именно поэтому для получения представления о каком-либо архитектурном объекте нужно оказаться в нем, погрузиться в его пространство – то, что сам Холл называет «подняться по пандусу Киазмы».
Киазма (1998) – один из первых в мире музеев современного искусства, где само здание отличается самодостаточностью, выразительностью и имеет ценность экспоната. Компактная, пластичная, бликующая на солнце днем и излучающая свет вечером, гармоничная в своей асимметрии постройка идеально вписана в пространство небольшой городской площади и, несмотря на обвинения в индифферентности к окружающему ее скандинавскому модерну, внедрилась намертво в существующую прежде нее контекстную среду. Музей стал национальной гордостью Финляндии, а его автор – единственным американцем, награжденным премией Алвара Аалто.
Симмонс-холл (2002), общежитие Массачусетского технологического института, еще одна постройка Холла, когда его имя (случайно?) встает рядом с именем Алвара Аалто, поскольку на территории института, имеющего вообще репутацию коллекционера хорошей архитектуры, находится знаменитое аалтовское общежитие Бейкер, построенное в 1947-1948.
Расположенный на узком длинном участке на границе между территорией университета и городом, Симмонс-Холл играет роль своеобразного барьера, стены, контрольно-пропускного пункта, избирательно проницаемого и словно бы удерживающего энергию внутренних пространств. Именно здесь, в конкретных исходных условиях местоположения, нужно искать причину тех многочисленных парадоксов, контрастов, что составляют сердцевину проекта: внутреннее противопоставляется внешнему, цельномассивное – пористому, замкнутое – прозрачному, серое – цветному, геометрическое – криволинейному, индивидуальное – коллективному.
Снаружи здание и морфологией своей, и взятым масштабом соотносится с городом. На каждый этаж в высоту приходится по три окна размером 60х60 см, отчего десятиэтажное сооружение кажется небоскребом. Фасады, изготовленные из сборных бетонных панелей разнообразной конфигурации, решены по принципу перфокарты. Вместе с тем регулярную сетку оконных проемов нарушают несколько сквозных, свободной формы каверн, естественно освещаемых и вентилируемых и представляющих, по общему мнению, главный аттракцион Симонс-Холл. «Стивен просто взял губку, окунул ее в чернила и нанес отпечатки на планы»,– объясняет Тим Бэйд, соавтор проекта Симмонс-Холл. Эти лакуны, полости, пещеры или поры работают на противопоставлении, вносят необходимый диссонанс, необходимый элемент спонтанности, нерегулярности и органичной лепки в монотонно расчерченную ячеистую систему, смягчают жесткую структуру здания, оживляют и индивидуализируют его. Хочется думать, именно поэтому четыре года спустя после сдачи объекта в эксплуатацию благодарные обитатели Симонс-Холл организовывают выставку под названием «Жизнь в губке».
По принципу комплиментарного контраста проектируется и центральная секция архитектурного института Пратта в Нью-Йорке (2005) – легкое, прозрачное новое здание не просто контрастирует с фланкирующими его массивными кирпичными боковыми корпусами конца XIX столетия, а с помощью пандусов, эффектно просвечивающих сквозь застекленные стены, соединяет их разноуровневые межэтажные перекрытия.
Об умении архитектора находить оригинальные новаторские решения, броские и простые одновременно, свидетельствует и проведенная им реконструкция философского факультета Нью-Йоркского университета (2007). После перестройки, выполненной по проекту Стивена Холла, все пространство факультета сосредоточено на шести этажах вокруг новой лестничной клетки, связывающей воедино все учебные помещения. Перила лестницы изготовлены из перфорированных металлических листов, что создает бесконечную игру света и тени, меняющуюся в зависимости от сезона и времени суток.
Исключительное внимание архитектора к свету демонстрирует один из последних реализованных проектов Холла – реконструкция Музея Нельсона-Аткинс (2007). Главное здание музея (1933) в популярном колониальном стиле архитектор дополняет своеобразной пятичастной инсталляцией – пять светопроницаемых блоков соединены между собой общим подземным пространством и не просто смешаны с ландшафтом, но фактически пересоздают его, формируют новые углы видения.
Архитектура Холла всегда связана с местом расположения, буквально вырастает из него. Согласно Холлу, существующее место здания – это не просто компонент в его концепции, это его физическое и метафизическое основание. Роль архитектора тогда – обнаруживать, развивать или модифицировать на местности совершенно относительные значения, освещать частный смысл конкретной местности, отличный от обобщенности абстрактного пространства. Всякое здание отсюда – это его исходные условия и условия его создания.
Еще одна постройка Стивена Холла, воплощающая нераздельность и взаимообмен архитектурного объекта и его окружения, их своеобразный симбиоз – новый корпус школы искусств и истории искусства университета Айовы (2006), получивший название «факультет-мост». Здание расположено в живописном парке на территории студенческого городка и как будто переброшено через небольшой тенистый водоем, создавая вокруг себя новые рекреационные пространства и связи с существующим ландшафтом.
Среди последних проектов архитектурной студии Стивена Холла назовем жилой комплекс Т-Хузене в Копенгагене и Город Прибоя и Океана в Биаррице. Также весной 2008 года в норвежском городе Хамарой планируется начало строительства Центра Кнута Гамсуна, спроектирован







(с) 2002-2017 СибДИЗАЙН.ру При перепечатке материалов прямая ссылка обязательна