vekneboley.ru




 Видеоинформ   Наследие  
Досье
 Дизайн   Проект  

назад в раздел Досье

Alvar Aalto: органический модернизм

11.12.2012
Ефим Фрейдин
В ряду библиотечных зданий, ставших общемировым достоянием, можно упомянуть объекты в Александрии (Снохетта), в Сендай (Тойо Ито), Пэкхеме (Уилл Олсоп), Сиэтле (Рэм Колхаас), впрочем, все это – современность, два последних десятилетия.
А в двадцатом веке были реализованы проекты Луиса Кана в США и Алвара Аалто в Европе и Америке. Один из объектов финского архитектора расположен на территории современной России – библиотека в Выборге стала хрестоматийной иллюстрацией скандинавского модернизма. Досье ее автора, одной из центральных фигур северного зодчества, открывает наш цикл статей об архитектуре Финляндии, Швеции и Норвегии.




Nordjyllands Kunstmuseum (Музей современного искусства северных стран), Дания, 1968-1972.




Alvar Aalto







Интерьер зала дворца «Финляндия»







К сожалению, выборгская библиотека, как и большинство модернистских строений довоенного периода в России, находится в состоянии перманентной реставрации. Сооруженная в 1930-35 годах, она стала воплощением главных творческих принципов Алвара Аалто (1898-1976): работа с ландшафтом, объемно-планировочная композиция и стилистика здания, сочетание различных типов освещения, сдержанная колористика, эксперименты с криволинейными волнистыми поверхностями из дерева – все это впоследствии будет применяться как в крупных градостроительных проектах, так и в мебельном дизайне.
Портфолио Аалто обширно: большие постройки, подобные комплексу санатория в Паймио (1929-33) или дворцу «Финляндия» (1967-71), общежитию MIT и университетским городкам; камерные произведения – интерьеры ресторана «Савой», мастерская и дом архитектора; объекты предметного дизайна – мебель, элементы освещения, которые мастер разрабатывал как для собственных зданий, так и в качестве самостоятельных продуктов; живопись и скульптура – «для души».
Алвар Аалто получил образование в Финляндии, после окончания университета вступил в общение с кругом авангардистов и модернистов – архитекторов, художников, поэтов, которые были на передовой мышления того времени. Кто-то из них преподавал в Баухаузе, другие составляли костяк Международного конгресса современной архитектуры. Ласло Мохой-Надь (фотограф и художник), Зигфрид Гидион (архитектор и историк), Фернан Леже (художник), Константин Бранкузи (скульптор) и многие другие стали близкими друзьями финского мастера. Первые крупные объекты – санаторий в Паймио и библиотека в Выборге – принесли ему мировую известность – в них сочетались традиции финского зодчества и актуальная палитра современной на тот момент архитектуры: Аалто говорил на одном профессиональном языке и с земляками, и рационалистами.
Однако отношение к практике, например Баухауза, у Аалто было критическим: он оценивал работы Брейера (культовый стул из алюминиевых трубок и кусков кожи) с точки зрения формы рациональной не только для производства, но и для человека – удобной для пользования, «приятной» в психологическом плане. Особое внимание он уделял работе со светом, утверждая, что интерьеры должны проектироваться с учетом восприятия болеющего человека – видимо, повлиял санаторий в Паймио, для которого были сделаны эскизы как благоустройства и собственно объема, так и внутренних пространств – вплоть до элементов мебели. Такой комплексный подход отвечает натуре Аалто – работа его бюро, расположенного первоначально в городке, где он вырос, Ювяскюля, потом в Турку, а позднее в Хельсинки, охватывала весь спектр архитектурной деятельности: от монументального искусства до интерьера, от отдельных зданий до градостроительства. В середине 1930-х, когда в мастерской выполняются проекты крупных комплексов, архитектор с тремя другими зодчими организует мебельное производство – фирму Artek, которая выпускает стулья, столы и кресла, а также освещение для оборудования интерьеров зданий. Для Выборга Паймио спроектированы серии табуретов и кресел, получившие известность и как самостоятельные произведения. В творчестве Аалто придерживался ряда принципов: он тщательно изучал материалы, чтобы использовать их специфические свойства в различных проектах; считал, что каждый объект проживает несколько стадий: интуитивную – когда он придумывается, стадию осмысления – когда первые идеи получают пространственное решение, и стадию материализации – когда проект выполняется на бумаге с учетом строительного материала – дерева, камня, бетона, стекла. Далее по проекту ведется строительство.
Другим аспектом его творчества стала органика – в своих разработках он внимательно относится к контексту: природному, архитектурному, социальному, экономическому, культурному. Для него был важен ландшафт, связь интерьера с окружением – как будет выстроено солнечное освещение, как пространства будут перетекать одно в другое – внешнее во внутреннее, большие в малые. В его наследии можно даже найти своеобразные навязчивые идеи – волнистая поверхность использована в интерьерах (библиотека в Выборге), в решении фасадов и отдельных зданий (общежитие MIT, 1947- 48 г.), в дизайне вазы Савой из стекла; дерево и его структура стали основой проектов мебели, решений для малых и больших построек – от собственных домов в Ювяскюле и Хельсинки, которые стали филиалами музея архитектора, до залов дворца «Финляндия»; красный кирпич – один из главных материалов послевоенных построек Аалто. Органику Аалто осознает еще и как сомасштабность и соответствие человеку – в городе или отдельном помещении: это его собственная трактовка рациональности архитектуры, которая в 1930-е весьма была популярна в Европе. Аалто видит в общепринятом понимании излишнее следование форме, уход от человеческого начала в сторону эстетики, своими же проектами он демонстрирует возможности приспособления этого нового языка зодчих для комфорта людей.
Его творческое благополучие было обеспечено не только личными качествами – весьма кипучий, беспокойный и нерасчетливый по натуре, он был уравновешен его спутницей Айно Аалто – архитектор по образованию, обладающая спокойным и сдержанным характером, она занималась деталями, бытом... и все проекты мастерской до 1949 года подписывались «Айно и Алвар Аалто». Через несколько лет после ее смерти Аалто женился на женственной и работоспособной Элиссе, которая была сотрудником его бюро. Прожившему долгую жизнь, насыщенную сложными и радостными ситуациями, встречами с лучшими людьми современности, ему удавалось сочетать некоторый консерватизм в творчестве с увлечением технологиями нового века – он любил авиацию: на самолете они с Айно отправились в свадебное путешествие, что было еще в 1920-х. Он любил внимание других, будучи весьма почитаемым в Финляндии, позволял себе опаздывать на самолет – для него задерживали рейсы из аэропорта... бывало Аалто просил водителя проехать пару кругов вокруг аэродрома.
Алвар Аалто – безусловно, один из самых известных скандинавских архитекторов (наравне с Элиелем Саариненом), и его объекты сформировали современное лицо финского зодчества – очень сдержанного в самовыражении, внимательного к традициям и природному окружению.







(с) 2002-2024 СибДИЗАЙН.ру При перепечатке материалов прямая ссылка обязательна