Видеоинформ   Наследие  
Досье
 Дизайн   Проект  

назад в раздел Досье

Леонид Поляков: Созидая сердцем и умом

08.12.2011
Текст: Алёна Романцова
Этот человек строил Советский Союз, создавая основу сильного государства, где даже жилые дома возводили подобно храмам и дворцам. Он начинает развитие нового направления в искусстве – интерьера, столь популярного сейчас. Мы расскажем вам о Л.М. Полякове, человеке, который всем сердцем любил архитектуру и посвятил ей каждое мгновение своей жизни.

Гостиница «Ленинградская»


Волго-Донской судоходный канал


Гостиница «Ленинградская»


Станция метро «Пушкинская»
Санкт-Петербург


Цимлянский гидроузел


Вход на ВСХВ 1939 года


Леонид Михайлович Поляков

В 1939 году Полякову вручают очередную государственную награду. На чёрно-белой фотографии он, наигранно важный, положил руку на глобус, а рядом смеётся жена. И подпись внизу: «А друзья присвоили ему звание «председатель земного шара». Однако же на долгое время «председатель земного шара» был вычеркнут из советской истории, его имя не упоминалось даже в архитектурных справочниках…
Леонид Михайлович Поляков родился 21 августа 1906 года в Петербурге. У его отца была небольшая строительная фирма. После 1917 года тот работал десятником в различных строительных организациях Петрограда. После окончания средней школы в 1923 году Леонид Михайлович поступил на архитектурный факультет бывшей Академии художеств в Петрограде, который окончил в 1929 году со званием архитектора-художника. Его учителем был архитектор И.А.Фомин, с которым он затем работал и после окончания Академии. В тот же год Поляков женился на Раисе Александровне Пуринг, которая тоже закончила архитектурный факультет Академии художеств.
Он начал работать по специальности с 1927 года в тресте Севзаплес. В 1933 году в составе группы ленинградских архитекторов под руководством академика В.А.Щуко и профессора В.Г. Гельфрейха он переезжает в Москву для работы на строительстве Дворца Советов. Большинство ленинградцев не имели в Москве своего жилья и жили в общежитии на улице Ленивка, поэтому семья архитектора разделилась: супруги уехали работать в Москву, а дочь осталась у бабушки в Ленинграде. В это время Леонид Михайлович спроектировал и построил ряд зданий, в частности, Северный вход на ВСХВ, жилые дома на Спиридоновке и на Арбате. В 1937 году Управлением строительства Дворца Советов были построены два дома на 2-ой Извозной улице (теперь Студенческая) в районе нынешнего Дорогомилова. Эти дома были предназначены как для расселения большого количества работников, привлеченных на строительство Дворца Советов, так и для отселения семей и домов, сносимых в районе строительства. Так, в 1937 году Поляков получает трехкомнатную квартиру в доме №26 по Студенческой улице.
«В нашем подъезде поселились также несколько семей архитекторов из Ленинграда, – пишет Анна Полякова, дочь архитектора, к 100-летию со дня рождения Л.М. Полякова в журнале «Архитектурный вестник» №1 (118). – На той же лестничной площадке жила семья архитектора А.П. Великанова, под нами – семья академика архитектуры В.А. Щуко, на пятом этаже – архитекторы А.Ф. Хряков, З.О. Брод и др. В предвоенные годы архитекторы много работали дома, т.к. мастерских тогда не было. Взрослые в свободное время любили разыгрывать смешные сценки и шарады, сооружали какие-то необыкновенные наряды из подручных материалов. Для детей устраивали представления, мы разыгрывали спектакли, например, по книгам «Золотой ключик», «Красная шапочка» и другим сказкам».
С 1939 года до начала войны Леонид Михайлович был руководителем архитектурной мастерской Моссовета. Во время Великой Отечественной войны с 1941 по 1943 год он строит различные сооружения оборонного характера, заводы. В 1943 году после возвращения в Москву он работал в Академии архитектуры, затем, с 1944 по 1948 год, становится руководителем архитектурной мастерской Комитета по делам архитектуры. После войны он принимал активное участие в восстановлении разрушенных городов, в частности Севастополя, совместно с архитекторами Е. Вулыхом, И. Самойловой и В. Пелевиным им была осуществлена застройка проспекта Нахимова в Севастополе.
С 1950г. Л.М. Поляков становится главным архитектором и заместителем начальника Гидропроекта МЭС СССР. С этого времени начинается большая работа по проектированию и строительству Волго-Донского судоходного канала и Цимлянского гидроузла. Над этими сооружениями трудился большой коллектив архитекторов Гидропроекта, посвятивший художественное оформление канала памяти кровопролитных боев на этой земле и подвигу советского народа в Великой Победе.
В октябре 1952 года архитектурное решение сооружений Волго-Донского судоходного канала имени В.И. Ленина и Цимлянского гидроузла, законченных строительством и сданных в эксплуатацию в 1952 году, было выдвинуто на соискание Сталинской премии. В это же время по проектам Л.М. Полякова строятся станции метро: в Москве «Октябрьская» и «Арбатская», в Ленинграде – станция «Пушкинская». Торжественная и монументальная «Октябрьская» и элегантная ленинградская «Пушкинская» спроектированы в традициях русского ампира начала XIX века. Интерьер станции «Арбатская» навеян образом древнерусской архитектуры. «В единстве с замыслом зодчего решались и осветительные приборы на станции «Октябрьская», – пишет Абрам Исаакович Дамский, кандидат архитектуры, инженер, художник-дизайнер в книге «Художественные светильники метро 1943 – 1949 гг». – В ее стилистике автор Л.М. Поляков творчески использовал черты русского классицизма. Строгость, торжественность и монументальность общего композиционного решения станции отвечали настроениям трудного, но победного времени, в разработке которых я участвовал в качестве соавтора Л. М. Полякова. За основу формы наших светильников был принят факел («Факел Победы» – говорил Леонид Михайлович) – крупномасштабный элемент из белого (молочного) стекла в строгой, построенной на сочетании чёрного с золотом отделке». Теперь здание наземного вестибюля станции «Октябрьская» изуродовано, будучи включенным в здание гостиницы, а наземный вестибюль станции «Арбатской» вообще уничтожен военным ведомством.
Также в этот период на Волоколамском шоссе возводится здание проектных институтов Минмашстроя. В Москве на Комсомольской площади поднимается высотное здание гостиницы «Ленинградская» – эталон московского величия, самая скромная по размерам и утонченная по отделке интерьера и экстерьера. Внутри она похожа на дворец с расписанными в древнерусском стиле сводами, снаружи каждая часть постройки тянется к небу продолговатыми геометрическими фигурами.
«Казалось бы, жизнь отца была на подъеме, – пишет Анна Полякова, – он получил Сталинскую премию за станцию метро «Октябрьская» и за гостиницу «Ленинградская». Однако 4 декабря 1955 года выходит Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», подписанное Хрущевым и Булганиным. Вслед за ним – решение: «Лишить архитекторов Полякова и Борецкого звания лауреата Сталинской премии… Обязать Мосгорисполком освободить от должности руководителя Архитектурной мастерской института «Моспроект» т. Полякова за допущенные излишества и расточительства государственных средств при проектировании и строительстве и за неправильное руководство строительными организациями». После его выхода работу Полякову могли давать только те организации, которые были независимы от Московского горкома партии, а именно: АН СССР и МИД. Травля велась как на профессиональном, так и на бытовом уровне. Вскоре ему предложили освободить четырехкомнатную квартиру, поменяв ее на меньшую, из-за того что она слишком велика для трех человек.
В 1956 году была сдана Куйбышевская (ныне Жигулевская) ГЭС, где Леонид Михайлович был автором и руководителем архитектурной части совместно с коллективом архитекторов Гидропроекта. В 1958 г. К.Н.Чернопятов, который был в то время уполномоченным Президиума АН СССР по строительству, пригласил Полякова в ГипроНИИ АН СССР на должность главного архитектора. Одновременно он был руководителем архитектурной мастерской Мособлпроекта и построил здания посольств в Аддис-Аббебе, Эфиопия и в Тиране, Албания. Параллельно он занимался педагогической работой как в МАрхИ, так и в Строгановском училище.
В 1956 году в Строгановке было организовано новое направление, которое было связано с архитектурой. В 1961 году по приглашению ректора Строгановки З.Н. Быкова Поляков возглавил кафедру интерьера. Он был фактически организатором и руководителем этой кафедры, а затем деканом факультета интерьера. Как педагог Л.М. Поляков стремился приобщить студентов к образцам классической архитектуры и во время летней практики устраивал поездки в Ленинград и его пригороды, а также в Суздаль и Владимир. По воспоминаниям Л.Н.Федоровского, выпускника кафедры интерьера 1962 года, «Л.М. Поляков умел вовлечь в творческую работу не только своих коллег, но и студентов. Он обладал энциклопедическими знаниями и великолепной памятью, прекрасно знал историю Ленинграда и мог часами рассказывать о любом памятнике нам, студентам, приехавшим на летнюю практику. Леонид Михайлович был удивительным педагогом. Казалось, что он нас специально ничему не учил, но своими рассказами о великих мастерах ненавязчиво вводил в храм архитектуры». Поляков проработал в Строгановском училище до своей смерти в июне 1965 года. На входной двери Строгановки имеется мемориальная доска с указанием на то, что здесь работал выдающийся архитектор Л.М. Поляков. В середине 60-х годов, когда хватка партии несколько ослабла, ему стали предлагать работу над крупными объектами. Он сокрушался, что силы покидают его, говорил: «Да вот беда, зубов у белки нет!».
«У отца была большая библиотека, – вспоминает дочь Анна. – Кроме классической литературы, как русской, так и западной, у него было много книг по архитектуре и по искусству. На полках стояли большие фолианты, папки с гравюрами, особенно он любил Пиранези. Леонид Михайлович много знал наизусть и часто цитировал Пушкина, Чехова, Островского. Была любимая книга «Сады и парки», которую он мог много раз перечитывать и рассматривать. Во время работы часто напевал песни и классические арии. Например, любил песню «Позарастали стежки-дорожки, где проходили милого ножки…»
Классика Полякова сменила авангардное течение в архитектуре. Подобное чередование определило специфику стилистического развития мировой архитектуры ХХ века. Конкуренция этих противоположных художественных систем актуальна по сей день. Леонид Михайлович Поляков является автором целого ряда памятников различным людям и событиям, в том числе А.Н. Толстому на Новодевичьем кладбище и на улице Большой Никитской в Москве, И.А.Фомину, А.П.Чехову в Ялте и Мелихове. Он выиграл конкурс на монумент в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией на площади Киевского вокзала. «Я спросила его, – пишет Анна Полякова, – когда же его поставят, он сказал: «Никогда!», и оказался прав…».







(с) 2002-2017 СибДИЗАЙН.ру При перепечатке материалов прямая ссылка обязательна