Видеоинформ   Наследие  
Досье
 Дизайн   Проект  

назад в раздел Досье

Александр Померанцев: избранная архитектура

08.06.2011
Мария Фомина
Отличительной чертой творчества этого зодчего была грандиозность и масштабность сооружений в сочетании с обилием декора и мастерски проработанными деталями. Стиль, в котором он работал, вошел в историю отечественной архитектуры: спроектированные им здания Верхних торговых рядов (ныне столичного ГУМа) и ростовской городской Думы, комплекс сооружений Малого кольца Московской окружной железной дороги и павильоны Нижегородской выставки и сегодня олицетворяют целую эпоху в русском зодчестве.

Верхние торговые ряды, интерьер




Верхние торговые ряды, Москва




Храм Дмитрия Солоунского, Березовка







Храм-памятник Александра Невского, София




Городская Дума, Ростов-на-Дону




Уникальность почерка Александра Померанцева не вызывает сомнений, несмотря на то, что он сам не был основоположником какого-либо нового направления, а, наоборот, скрупулезно и методично следовал основам актуальной на тот период архитектурной эстетики.
Уроженец Москвы, Александр Никанорович Померанцев первое свое художественное образование получил здесь, в Училище живописи, ваяния и зодчества, однако впоследствии, удостоившись в 1874 году Малой серебряной медали, подал прошение в Петербургскую Академию художеств с просьбой принять его в число учеников архитектурного отдела.
Как и в первопрестольной, учеба в Петербурге шла успешно, и в ноябре 1877 года уже вполне сформировавшийся зодчий был удостоен Большой золотой медали за проект «вокзала в парке близ станции». Получение медали дало ему право на заграничную поездку после обязательной двухлетней практики в России.
Шесть лет за пределами родной страны, впрочем, осложнившиеся продолжительной болезнью, принесли Померанцеву звание академика архитектуры за «вымеренную и представленную в качестве пенсионерской работы в больших чертежах капеллу Палатинскую в Палермо». Кропотливый труд являл собой 172 рисунка на 63 листах с мозаиками капеллы и отдельного альбома со 181 рисунком арабской монументальной живописи ее потолка.
Уже тогда стали очевидными незаурядная работоспособность архитектора и его профессиональные предпочтения: в течение жизни он совмещал активную преподавательскую работу со службой в государственных учреждениях и непрерывной творческой практикой, занимался строительством храмов.
Достаточно назвать основные: Александро-Невский храм в Софии (1912), девятиглавый храм Александра Невского в ознаменование освобождения крестьян 1861 года (не закончен и впоследствии разрушен) в Москве, Синодальный дом в Петербурге (1898). К слову, первоначальный проект грандиозного храма на Миусской площади в столице, рассчитанный на четыре тысячи человек, задумывался в стиле Успенского собора Московского Кремля. От прототипа его отличали композиционная сложность и «многоглавость», присущая как традиции возведения храмов периода зарождения христианства, так и новой волне их строительства в XVI веке, – считалось, что храм должен был иметь 25 глав. В окончательном проекте 1911 года, по которому и начались работы, количество глав сократилось до девяти, но революция помешала завершить эту постройку. Появлению этих знаковых сооружений предшествовали годы успешной работы зодчего в крупных российских городах. Так, осенью 1889 года в самом сердце Москвы – на Красной площади – были частично заложены фундаменты под строительство здания, пассажи которого по требованию строительного комитета должны были соответствовать всем требованиям современной на тот момент торговли и, одновременно, стать украшением города. Разработка и осуществление проекта Верхних торговых рядов, на тот момент самого большого в Москве и крупнейшего в Европе пассажа, автором которого и стал Александр Померанцев, принесли ему высшее академическое звание профессора архитектуры, а сам зодчий обнаружил себя незаурядным мастером городского ансамбля, показал глубокое понимание приемов и традиций древнерусской архитектуры.
Здание Верхних торговых рядов вместе со своими ближайшими «соседями» – строящимся зданием Средних торговых рядов, Историческим музеем и Московской городской думой на Воскресенской площади – составило великолепную архитектурную композицию, внешне, стилистически выдержанную в «русском» стиле.
Архитектор, благодаря виртуозному владению приемами симметрично-осевой и равномерной ритмической композиции, учел все возможные связи своего творения с окружающими зданиями, особенности их взаимодействия и согласования в каждом конкретном случае. В результате постройка в зависимости от точки обзора, от того, с каким зданием оно согласуется и в каком окружении воспринимается, выглядит по-разному.
Фасады здания по силуэту напоминают храмы и пластически представляют собой взаимодействие вертикалей. Интерьеры же выполнены в стиле итальянского Ренессанса и несколько контрастируют с внушительными стенами. Уникальность зданию придала и застекленная крыша ажурной конструкции – работа инженера Шухова, на которую, при всей ее обманчивой невесомости и легкости, было потрачено 50 пудов металла.
В мае 1894 Померанцев получает приглашение из Ростова-на-Дону с просьбой подготовить проект здания Городской Думы. Архитектор еще до своей зарубежной поездки уже работал в Ростове-на-Дону: он спроектировал доходный дом для крупнейшего предпринимателя того времени Генч-Оглуева; доходный дом располагался на противоположном углу перекрестка улиц Большой Садовой и Николаевского проспекта.
Оба проекта стали важными этапами в работе зодчего, заметно повлияли на его творческую манеру и обогатили высокопрофессиональным опытом.
Первый вариант проекта ростовской Думы принят не был – он плохо вписывался в окружающую городскую застройку. Вероятно, автор его выполнил, не побывав на месте будущего строительства. Но уже в конце 1896 года новый проект был утвержден, и следующей весной началась его реализация.
На первых двух этажах этого здания, являющегося шедевром эклектики, находились конторы и магазины, которые были призваны окупать содержание верхних этажей, предназначенных для Думы и Управы.
Сооружение решено как квартал с выделением в прямоугольном плане квадратного внутреннего двора, подобного внутреннему пространству пассажа, но другого по функции. Монументальный вид ему придавали высокие угловые купола, возведенные над округленными углами здания. Основой симметричных фасадов стала система поэтажного размещения ордера и богато оформленных проемов, разнообразных по ритму и конфигурации.
Пластическая выразительность фасадов, заданная эркерами и балконами, дополнялась рустованными лопатками двух верхних ярусов, нишами для фигур в центре фасада, аркатурным фризом. Респектабельный облик фасадов сочетал в себе основательность форм и изящество архитектурных деталей.
В облике Ростовской Думы наглядно проявился творческий метод зодчего – ретроспективная стилизация под избранные архитектурные прототипы. Заметно сходство с куполом Флорентийского Собора Санта Мария дель Фьоре, нишами с фигурами архитектора Р.Альберти.
Чуть ранее, в 1895 году, Александр Померанцев был назначен главным архитектором Всероссийской выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. Им выполнены генплан выставки и проекты основных павильонов – Императорского, Центрального, Среднеазиатского, Машинного, павильона Искусств. Во всех из них, за исключением последнего, были использованы новаторские для того времени металлические перекрытия в виде сетчатых оболочек, изобретенные Владимиром Шуховым.
Александр Померанцев был архитектором, который выбрал для себя традиционный путь, но сумел найти талантливые решения, сочетающие в себе лучшее, что могла дать мировая культура и русская архитектура.
Завораживает точность воссоздания отдельных мотивов и продуманная их компоновка в композициях; дробность, измельченность деталей и декора, складывающаяся в целостное полотно; уместность и гармоничность любого здания, сооружения, построенного этим, без сомнения, великим архитектором.






(с) 2002-2017 СибДИЗАЙН.ру При перепечатке материалов прямая ссылка обязательна