Винодельня Майор. Кампо Майор, Португалия
Квартал Quinta da Malagueria
Архитектурный факультет Университета Порто. Порто, Португалия.
| При этом в его рассуждениях стабильность – это не статичность. Она недвижима только по отношению ко времени – оно меняется, а архитектура остается. Для него важна ясность формы. Понятность и простота опять же не в эстетике, а в строении. Некоторые его здания легко препарировать, разложив на составляющие пространства и ощущения, но фрагментарность этих построек не связана с постмодернистской игрой в историю архитектуры. Так Алваро Сиза формально пользуясь словарем звездного зодчего, вкладывает в отдельные термины свой смысл. Под общепринятой маской модерниста скрыт удивительный художник, создающий вневременные объекты. От роли «создателя нового» он отказывается: архитектор трансформирует существующее, структурирует настоящее. Он тщательно изучает современное состояние участка, определяя необходимые изменения, всматривается в историю, чтобы будущая постройка соответствовала духу места и была понятна жителям прилегающих территорий. В его практике есть проекты жилых районов, школ, церквей, общественных пространств. Виллы и частные дома, которые публиковались в мировой прессе, принесли ему известность в элитарных кругах.
Если посмотреть на его постройки, то они во многом схожи с традиционными представлениями – такой «архитектурой без архитектора» – при этом они имеют новые качества, которые связаны с кругозором автора. У него богатый опыт восприятия различных пространств, эти знания привнесены в различные объекты – знания специфические – впечатления от виллы Савой (Ле Корбюзье), или построек Аалто (финский архитектор, представитель органического направления), знания эмоциональные – воспоминания о венецианских набережных и классических портиках. Монотонная колористика зданий Алваро Сизы ассоциируется с пространствами церквей и монастырей.
Среди предшественников архитектора называют и Ле Корбюзье, и Алваро Аалто и Райта. Актуальной для него остается живопись кубизма – работы Жоржа Брака и Пабло Пикассо; в чем он близок американскому архитектору Франку Гери (автор «Танцующего дома» в Праге и Концертного зала Уолта Диснея). Препарирование реальности, которым увлекались художники 1910-х годов, разрушение картины мира у Сизы является только частью творческого процесса, в противовес деконструктивистам. Он изучает эти фрагменты, составляя из них потом строгую иерархическую систему, в которой
каждая деталь имеет свое собственное место – он структурирует беспорядочное, что противопоставлено случайности современной архитектуры.
С Аалто Сизу связывает отношение к контексту. Финский архитектор строил здания в содружестве с природным окружением, внимательно изучая ландшафт, при этом используя конструктивистскую эстетику. Заха Хадид также рассматривает контекст, фиксируя динамику. Алваро Сиза изучает множественность окружения – его историю, географическое положение в городе, в отношении своих ассоциаций, в функциональном отношении. Он трансформирует часть города, сохраняя и улучшая качества общественных пространств. И это делается на более высоком, чем визуальный, уровне. С помощью пространственных приемов – сужением, расширением, освещением или затенением – он влияет на человека-посетителя. При таком глобальном подходе – начиная с города и окружающей среды, Сиза доходит в своей работе до мелочей: в общепринятом смысле это мебель и элементы декора, в специальном – он уделяет большое внимание конструированию здания – балкам, колоннам, перекрытиям и так далее – узлам их сочленения. При этом его архитектура никак – ни визуально, ни фактически – не соотносится с хай-теком, он использует классические материалы – дерево, металл, бетон и камень, стены зданий оштукатурены и окрашены. Можно подумать, что методы строительства – обычные, ремесленные, пришедшие из позапрошлого века, но тот факт, что в его мастерской после концептуальных эскизов переходят к крупномасштабным макетам, изобретению новых вариантов конструкций, которые позволяют сохранить свежесть и непосредственность идеи архитектора, свидетельствует об обратном. Внимание к деталям определяет и взаимодействие объекта с человеком – как и у Карло Скарпы, у Сизы ценность имеют цвет и текстура, фактура и материал поверхности, путь солнечных лучей или отраженного света. Для него важны климатические особенности места: организацией пространств посетитель защищен от неблагоприятных природных явлений.
Обладатель Прицкеровской премии и медали Алвара Аалто, Алваро Сиза является автором жилых кварталов в Португалии и Германии, корпусов университетов в Испании. Отдельно нужно упомянуть участие в проекте музея фабрики Vitra (он создал офис завода), павильон Португалии на выставке Expo-98, Церковь Санта-Мария. Эти объекты – результат переосмысления традиции, пространственных экспериментов и уникальной художественной манеры Алваро Сизы.
|