Видеоинформ   Наследие  
Досье
 Дизайн   Проект  

назад в раздел Досье

ALVARO SIZA

20.04.2011
Ефим Фрейдин
Португальский архитектор Алваро Сиза считает, что здания не должны соответствовать динамике истории. Хороша архитектура стабильная, которая подобно маскарадному костюму неизменна во времени, но содержание ее легко трансформируется.

Винодельня Майор. Кампо Майор, Португалия




Квартал Quinta da Malagueria







Архитектурный факультет Университета Порто. Порто, Португалия.



При этом в его рассуждениях стабильность – это не статичность. Она недвижима только по отношению ко времени – оно меняется, а архитектура остается. Для него важна ясность формы. Понятность и простота опять же не в эстетике, а в строении. Некоторые его здания легко препарировать, разложив на составляющие пространства и ощущения, но фрагментарность этих построек не связана с постмодернистской игрой в историю архитектуры. Так Алваро Сиза формально пользуясь словарем звездного зодчего, вкладывает в отдельные термины свой смысл. Под общепринятой маской модерниста скрыт удивительный художник, создающий вневременные объекты. От роли «создателя нового» он отказывается: архитектор трансформирует существующее, структурирует настоящее. Он тщательно изучает современное состояние участка, определяя необходимые изменения, всматривается в историю, чтобы будущая постройка соответствовала духу места и была понятна жителям прилегающих территорий. В его практике есть проекты жилых районов, школ, церквей, общественных пространств. Виллы и частные дома, которые публиковались в мировой прессе, принесли ему известность в элитарных кругах.
Если посмотреть на его постройки, то они во многом схожи с традиционными представлениями – такой «архитектурой без архитектора» – при этом они имеют новые качества, которые связаны с кругозором автора. У него богатый опыт восприятия различных пространств, эти знания привнесены в различные объекты – знания специфические – впечатления от виллы Савой (Ле Корбюзье), или построек Аалто (финский архитектор, представитель органического направления), знания эмоциональные – воспоминания о венецианских набережных и классических портиках. Монотонная колористика зданий Алваро Сизы ассоциируется с пространствами церквей и монастырей.
Среди предшественников архитектора называют и Ле Корбюзье, и Алваро Аалто и Райта. Актуальной для него остается живопись кубизма – работы Жоржа Брака и Пабло Пикассо; в чем он близок американскому архитектору Франку Гери (автор «Танцующего дома» в Праге и Концертного зала Уолта Диснея). Препарирование реальности, которым увлекались художники 1910-х годов, разрушение картины мира у Сизы является только частью творческого процесса, в противовес деконструктивистам. Он изучает эти фрагменты, составляя из них потом строгую иерархическую систему, в которой
каждая деталь имеет свое собственное место – он структурирует беспорядочное, что противопоставлено случайности современной архитектуры.
С Аалто Сизу связывает отношение к контексту. Финский архитектор строил здания в содружестве с природным окружением, внимательно изучая ландшафт, при этом используя конструктивистскую эстетику. Заха Хадид также рассматривает контекст, фиксируя динамику. Алваро Сиза изучает множественность окружения – его историю, географическое положение в городе, в отношении своих ассоциаций, в функциональном отношении. Он трансформирует часть города, сохраняя и улучшая качества общественных пространств. И это делается на более высоком, чем визуальный, уровне. С помощью пространственных приемов – сужением, расширением, освещением или затенением – он влияет на человека-посетителя. При таком глобальном подходе – начиная с города и окружающей среды, Сиза доходит в своей работе до мелочей: в общепринятом смысле это мебель и элементы декора, в специальном – он уделяет большое внимание конструированию здания – балкам, колоннам, перекрытиям и так далее – узлам их сочленения. При этом его архитектура никак – ни визуально, ни фактически – не соотносится с хай-теком, он использует классические материалы – дерево, металл, бетон и камень, стены зданий оштукатурены и окрашены. Можно подумать, что методы строительства – обычные, ремесленные, пришедшие из позапрошлого века, но тот факт, что в его мастерской после концептуальных эскизов переходят к крупномасштабным макетам, изобретению новых вариантов конструкций, которые позволяют сохранить свежесть и непосредственность идеи архитектора, свидетельствует об обратном. Внимание к деталям определяет и взаимодействие объекта с человеком – как и у Карло Скарпы, у Сизы ценность имеют цвет и текстура, фактура и материал поверхности, путь солнечных лучей или отраженного света. Для него важны климатические особенности места: организацией пространств посетитель защищен от неблагоприятных природных явлений.
Обладатель Прицкеровской премии и медали Алвара Аалто, Алваро Сиза является автором жилых кварталов в Португалии и Германии, корпусов университетов в Испании. Отдельно нужно упомянуть участие в проекте музея фабрики Vitra (он создал офис завода), павильон Португалии на выставке Expo-98, Церковь Санта-Мария. Эти объекты – результат переосмысления традиции, пространственных экспериментов и уникальной художественной манеры Алваро Сизы.






(с) 2002-2016 СибДИЗАЙН.ру При перепечатке материалов прямая ссылка обязательна