Видеоинформ   Наследие  
Досье
 Дизайн   Проект  

назад в раздел Досье

Кионори Кикутаке — живая легенда современной архитектуры

02.05.2010
Кионори Кикутаке — живая легенда современной архитектуры, с чьим именем связана целая эпоха. Из его мастерской вышла в свет целая плеяда современных звезд, среди которых Итсуко Хасегава и Тойо Ито. Несмотря на свои 74 года маэстро также бодр и жизнерадостен, как в свои лучшие годы, а его работоспособности и плодовитости на архитектурные шедевры может позавидовать любой известный архитектор мира.

Национальный музей Кюсю, Фукуока, 2004


Дома-ели.1966 г


Кионори Кикутаке


отель «Софитель» в Токио


Конкурсный проект медиакомплекса в Кота-Кюсю

Кионори Кикутаке родился в 1928 году в городе Курумэ префектуры Айичи на юге Японии. Среди его первых ярких проектов — концепция морского города Marine City Project и плавающая урбанистическая система Floating System. В 1960 году проектами своего дома Sky House и синтоистская святыня Изумо, Кикутаке представил концепцию метаболистической архитектуры, подразумевавшую интеграцию традиции в современные конструкции. С начала 60-х годов Кикутаке изучает проблему высокой плотности застройки городских центров и разрабатывает принципы проектирования высотных зданий, способных ее решить. В реализованном проекте Habitat Кикутаке воплотил некоторые принципы своих, казалось бы, фантастических концепций морских городов, сверхвысоких небоскребов и мегаструктур.

Сегодня Кикутаке возглавляет Исследовательский комитет Института макроинженерии, объединяющего представителей японских строительных фирм, градостроителей и архитекторов. Мастер руководит собственной архитектурной фирмой Kikutake Architects уже более 50-ти лет, где готовятся проекты самого широкого диапазона — от частных домов до целых городских районов. Он работает над коммерческими и муниципальными зданиями, офисами, школами, музеями, спортивными сооружениями. Кроме проектной практики, Кионори Кикутаке работает в составе или сотрудничает с различными правительственными, неправительственными и академическими организациями.

В общем, несмотря на, казалось бы, преклонный возраст, мастер, взбудораживший архитектурный мир своими смелыми проектами в 60-е, продолжает работать в полную силу. Недаром Япония выбрала именно его главным продюсером амбициозного международного ЭКСПО-2005.

С 1971 года Кионори Кикутаке является почетным членом Американского института архитекторов, академиком Международной академии архитектуры, советником (до недавнего времени — президентом) Японского института макроиженерии, президентом Токийского общества архитекторов и строительных Инженеров, членом-корреспондентом Французской академии архитектуры.
Его здания уникальны и не похожи ни на что другое: отель «Софитель» в Токио похож на одиноко стоящее дерево, Токийский музей истории и культуры периода Эдо – на японскую деревянную сандалию гета, и этот список можно продолжить. Среди его литературных трудов — Metabolism (1960 г.), Marine City (1973 г.), Works and Method (1978 г.), Edo-Tokyo Museum (1989 г.), Megastructure (1995 г.), Works by Kionori Kikutake 1, 2, 3
Кикутаке – единственный архитектор, чья теория более полувека подтверждается реальными постройками, и единственный в истории Международной академии архитектуры, кто получил приз за методологию и за свои постройки.
Кионори Кикутаке:
"Сегодня многих профессионалов в мире архитектуры и дизайна волнует вопрос о том, куда же мы движемся и как нам жить дальше в пространстве, которое мы же сами и создаем. И это волнует не только архитекторов. Один известный американский писатель написал: «Современная архитектура движется по пути утолщения стен и загона людей в ограниченные пространства, дома превращаются в тюрьмы, из которых нет выхода…» Но выход можно найти, если обратиться к природе, которая нас окружает, к традициям и богатому культурному наследию разных стран. У нас в Японии мы создали уникальный дом, где двигаются стены и перегородки, где меняется жилое пространство. Оно сужается и расширяется в зависимости от того, сколько человек находятся в доме, какая погода на улице и даже какой день недели. Что-то интересное можно найти и в других странах. Но, увы, многие замечательные архитекторы современности строят необычные по красоте стеклянные, футуристические, авангардные, хай-тековские дома, оторванные от реальности. В них просто невозможно жить. Комфорт не должен приноситься в жертву замыслу художника. Архитектура – для человека, а не наоборот.
Я создаю такую архитектуру, где человек даже во время работы ощущает себя так, как будто он здесь живет. Такая архитектура предоставляет больше свободы.
Именитым архитекторам и своим студентам я не перестаю повторять о том, чтобы они не теряли свежести мысли и способности мечтать. Мои лекции – об умении мечтать и воплощать эти мечты в жизнь. Чем больше человек живет и учится, тем более реалистичным он становится и тем меньше он мечтает. С возрастом мы утрачиваем свежесть восприятия мира, а это очень важно, особенно для творческих людей. Я был несколько раз в жюри конкурсов детских рисунков. И меня всегда восхищали произведения российских детей, они были одними из самых лучших и необычных. После знакомства с произведениями ваших детей у меня сложилось представление о России как о стране, которая умеет мечтать и воплощать их в жизнь.
Именитым архитекторам и своим студентам я не перестаю повторять о том, чтобы они не теряли свежести мысли и способности мечтать. Мои лекции – об умении мечтать и воплощать эти мечты в жизнь. Чем больше человек живет и учится, тем более реалистичным он становится и тем меньше он мечтает. С возрастом мы утрачиваем свежесть восприятия мира, а это очень важно, особенно для творческих людей. Я был несколько раз в жюри конкурсов детских рисунков. И меня всегда восхищали произведения российских детей, они были одними из самых лучших и необычных. После знакомства с произведениями ваших детей у меня сложилось представление о России как о стране, которая умеет мечтать и воплощать их в жизнь.






(с) 2002-2017 СибДИЗАЙН.ру При перепечатке материалов прямая ссылка обязательна