|
Санкт-Петербург: деньги или жизнь?
21.05.2009
|
Во время блокады Ленинграда люди делали все для того, чтобы сберечь любимый город. Сотрудники Государственной инспекции охраны памятников проводили фиксацию разрушений, нанесенных зданиям. Работники Эрмитажа охраняли помещения музея от вандализма. В ботаническом саду, несмотря на морозы, истощенные биологи продолжали ухаживать за редкими растениями. Историческое наследие Петербурга спасали не только жители города – бесценные коллекции музеев эвакуировались за Урал, в Новосибирском оперном театре во время Великой отечественной войны хранились экспонаты из Эрмитажа и Третьяковской галереи.
Но теперь наступило новое время, и сытые и успешные люди разрушают святой Петербург, тот самый город, который изо всех сил пытались сохранить голодные и обессилевшие.
|
Снос больших домов XIX века по улице Восстания, 2 и Невскому пр., 114 и 116. Дома сняты с охраны и уничтожены. Плащадь утраченной исторической застройки около 1,5 Га
Улица Почтамтская, дома 3 и 5. В непосредственной близости к Исаакиевской площади под вывеской "Реконструкция здания под гостиничный комплекс" произведен по существу полный снос исторической застройки.
Комплексы "Финансист" и "Биржевой" на Васильевском острове. Вид с колоннады Исаакиевского собора. Изуродован вид на красивейший храм Успения и на историческую застройку наб. Лейтенанта Шмидта.
Застройка наб. Робеспьера и высотный дом на Охте испортили ценные виды на доминанту этой части города, шедевр Растрелли - Смольный собор (вид с Литейного моста)
Памятник Николаю Первому на Исаакиевской пл. на фоне купола "Ренессанс-Балтик Отеля" на Почтамтской улице, д. 4
Манежный переулок, дом 3. Под вывеской "Аварийный ремонт" на старинном доме возводится мансарда.
Синопская наб. Дома 50а, 52 и 54 (XIX век) изуродованы двухэтажными мансардами. Испорчена перспектива набережной. Дома перестроены, утратили свой исторический вид и выглядят муляжами.
Синопская наб., д. 54. Исторический дом - особняк Струнниковой, снят с охраны в 2004 году и фактически уничтожен. Сегодня на этом месте муляж, не имеющий почти ничего общего с памятником архитектуры XIX века.
Фасад старинного дома 8 на Гангутской улице превращен современными архитекторами в банальную декорацию дла нового хай-тека.
Манежная пл. Диссонанс стилей мешает восприятию шедевра Карла Росси
Фото:archnadzor.ru
| Санкт-Петербург – это одна из самых значительных культурных ценностей нашей страны, это город-памятник, с проработанными архитектурными, ландшафтными, градостроительными композициями. Облик Петербурга складывался веками, и изначально заданный высокий архитектурный уровень не снижался никогда. Любое историческое здание города – произведение искусства. Представьте себе, что в музее начали бы заменять картины известных мастеров рекламными плакатами. Кажется, что подобная ситуация невозможна, но это именно то, что происходит сейчас в городе на Неве.
Петербург воспринимается как единое композиционное целое, сущность которого невозможно уловить ни камерой фотоаппарата, ни кистью художника, и любое нарушение или изменение первоначального замысла является преступлением.
Несмотря на регулярность планировки, ландшафт Петербурга и его окрестностей – одна из самых удачных попыток создать пространство, логика которого приближена к логике природы. И каменный лес Петербурга вызывает такое же удивление и восторг, как и лес настоящий, прогуливаясь по которому невозможно не удивляться разнообразию природы. В лесу все деревья – одной высоты, но каждое прекрасно само по себе. Также и на улицах Петербурга – здания выстроены по линии, и ни одно не противоречит соседнему, а по отдельности каждое – прекрасно. Вся историческая застройка второй столицы организована именно таким образом, вспомним указ 1766 года Екатерины II: «Всякое каменное наличное к улицам строение строить в каждой улице одною пропорциею высоты... чтоб симметрия была и одною высотою все строения были, отчего немалая красота городу придается». Высота зданий ограничивается 10 саженями – 21,3 м.
Но важно и другое – в природе существуют такие доминанты как горы, холмы, отдельно стоящие деревья. Таким же образом и выдающиеся архитектурные памятники города: Исаакиевский, Казанский соборы, Адмиралтейство. А гладь Невы вписана в это великолепие так, что не возникает никакой дисгармонии между природным и рукотворным.
Конечно же, с годами состояние архитектурных шедевров ухудшается. Но, к сожалению, им угрожает не только время. Петербург – город, привлекательный для бизнеса. Сильные мира сего не склонны обращать внимание на то, что строительство новых объектов в историческом центре разрушает великолепный замысел гениальных зодчих: Трезини, Растрелли, Ринальди, Фельтена, Старова, Кваренги, Воронихина, Захарова, Тома де Томона, Стасова, Росси, Монферрана. Бизнес не знает таких слов, как «культура» и «история». Инвестиции в недвижимость увеличиваются, а стоимость самой недвижимости в Петербурге постоянно повышается. Понятно, что пока ничего не угрожает Зимнему дворцу или Исаакиевскому собору, но уже за последние годы историческому образу города нанесен непоправимый ущерб: Васильевский остров «украсили» два здания по 16 этажей, перспективу Шпалерной улицы закрыла высотка на Охте, постройка жилого комплекса «Парадный квартал» изменила панорамы улиц Кирочной, Парадной и Радищева, а панораму Исаакиевской площади исказил купол гостиницы «Ренессанс Балтик», напротив собора Владимирской иконы Богоматери воздвигнулся бизнес-центр «Регентхолл». Заметим, что это – далеко не полный список жертв вандализма. По информации движения "Живой город" с 2003 по 2008 год снесено 114 старинных зданий в центре Петербурга.
Но глава города, Валентина Матвиенко, тем не менее, смотрит на ситуацию с оптимизмом: "Я горжусь, что при мне Петербург стал другим. Я горжусь, что город вышел из комы, я уже не говорю, что он стал инвестиционно привлекателен, что мы строим такую инфраструктуру, о которой город и не мог мечтать. Петербург – город с огромным будущим, и оно уже реализуется в реальной жизни!" (Выступление В.И. Матвиенко на радио «Эхо Петербурга», 7 июля 2008)
Заметим, что именно повышение «инвестиционной привлекательности» и губит Санкт-Петербург.
Еще в феврале 2008 года ведущие петербургские эксперты в области сохранения культурного наследия очертили круг вопросов и основных проблем, которые требуют незамедлительного решения:
I. Новое строительство в исторических районах
1. Проект небоскреба «Охта-центра»
2. Новый проект второй сцены Мариинского театра.
3. Проект «Театральный квартал» рядом с Юсуповским дворцом.
4. Проект строительства комплекса зданий на углу Невского проспекта и ул. Восстания.
5. Проекты новых зданий на Невском пр., 55 и Невском пр., 59 (у «Невского паласа»).
6. Строительство гостиничного комплекса на Конногрведейском бульваре.
7. Проект нового здания на углу Зоологического переулка и Мытнинской набережной.
8. Проект «Набережная Европы».
9. Концепция нового Морского фасада Петербурга на Васильевском острове.
10. Жилой комплекс «Империал» вблизи Новодевичьего монастыря на Московском проспекте.
II. Проекты и концепции реставрации и «приспособления» памятников
1.Сооружение новой автостоянки в Петропавловской крепости.
2. Концепция реставрации и «приспособления» Каменноостровского дворца.
3. Проект реставрации лютеранской церкви св. Анны на Кирочной ул.
4. Судьба участка оранжерейного комплекса в Таврическом саду, исключение которого из границ памятника федерального значения необоснованно согласованно Росохранкультурой.
5. Концепция музеефикации Ниеншанца (на территории предполагаемого строительства «Охта центра»).
6. Проект реконструкции и «приспособления» под современные нужды Новой Голландии.
7. Реализация «приспособления» Крюковских казарм под Военно-морской музей.
8. Концепция реновации Апраксина двора.
9. Судьба Фрунзенского универмага.
10. Реставрация дач на Каменном острове.
11. Состояние Дома композиторов (последствия строительства отеля «Ренессанс» на Почтамтской ул.).
12. Судьба памятников промышленной архитектуры (трамвайный парк на Среднем пр. В.О., тяговая подстанция на наб. Фонтанки, 3 и др.).
13. Фонтан перед Стрелкой В.О. и защита архитектурного ландшафта Петербурга.
III. Общие вопросы
1. Новая версия Федерального закона об охране памятников (судьба предложений о поправках, внесенных от Петербурга).
2. Статус «достопримечательное место» применительно к культурному наследию Петербурга.
3. Итоги выполнения требований ЮНЕСКО по идентификации исторического Петербурга и пригородов как объекта Всемирного наследия.
4. Судьба вновь выявленных объектов культурного наследия – стратегия и тактика включения в перечень охраняемых государством и исключения из него.
5. Подготовка специалистов в области реставрации и охраны памятников.
6. Итоги реализации программы «Фасады Петербурга».
7. Строительство мансард в историческом центре.
(по информации Росбалт Петербург)
Самое страшное заключается в том, что нас заставляют воспринимать все это без удивления. Мы боимся высказывать собственное мнение, потому что любые инициативы блокируются, деятельность некоммерческих организаций ограничивается, организаторы митингов подвергаются уголовному преследованию. Бессильное смирение – единственная эмоция, которую нам позволено испытывать в лучшем случае, в худшем – равнодушие.
Все годы так называемой «демократии» нас приучают к тому, что мы – электорат, инертная биомасса, которой не позволено принимать решения. Именно апатия, так старательно и планомерно взращиваемая в людях, и позволяет уничтожать Петербург.
И если сами петербуржцы пытаются бороться, хотя очевидно, что существующей активности недостаточно, то почему нас, жителей всей остальной России, должна волновать судьба города на Неве? Если размышлять более или менее абстрактно, то что может являться самым сильным фактором, объединяющим население какой-либо страны? Вне всякого сомнения, язык, на котором мы говорим. Язык, на котором написаны «Пушкинский дом», «Двенадцать», «Медный всадник».
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгой, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
Как мы объясним своим внукам, что города, о котором написаны эти строки, больше нет?
Перейти к обсуждению
|
|
|