Софья Парамонова. Самарские архитектурные заметки.
Репортаж о МЛАШ-2005.

(Workshop 1)

Летом этого года, с 24 июля по 7 августа, группа студентов НГАХА взяли и поехали в Самару, чтобы принять участие в творческой тусовке с ласковым и привлекательным названием – МЛАШ. Расшифровывается это так: Международная Летняя Архитектурная Школа. Школа – потому что там учатся студенты практически со всей России: вместе с нами трудились студенты из Ростова-на-Дону, Томска, Пемзы, Москвы, Красноярска и т.д. (не считая самих «Самаритян»). Международная – потому что преподают этим студентам архитекторы из-за рубежа. У нас это были 12 смелых немцев и голландцев в возрасте от 35 до 40 лет. Проходит МЛАШ всего второй раз, но вызывает все больше интереса – на имеющиеся 100 мест в этом году было около 600 претендентов.

Весь нынешний МЛАШ был посвящен освоению базовой методики «Анализ, концепция и реализация». Каждая группа со своими руководителями проходила эти три стадии разработки проекта, фокусируясь на теме концепции и реализации. Программы работы групп могли быть самые разные, однако у всех проектов должен быть общий знаменатель – АНАЛИЗ и КОНЦЕПЦИЯ. Так как нет концепции – нет проекта.

Реализация: Самоорганизующиеся системы (Подгруппа 2: Москва-Томск)

Несколько слов о порядке работы:
- Весь курс занимает 14 дней (выходной был один - единственное воскресенье).
- Рабочий день длился с 9 до 21, перерыв на обед с 13-14 (не подумайте, что это художественное преувеличение, все трудились, забывая об этом самом обеде, говоря высоким слогом,- творческий процесс захлестнул)
- Ежедневно одна лекция с 17-18, иногда две. Лекции читались на английском языке с переводчиком. Так же к каждой группе были прикреплены 2 переводчика.
- В распоряжении участников находились мастерские, компьютерные классы, лекционные аудитории. Жили в общежитии (между прочим, для одаренных детей, и с классической комендантшей по имени Марья Семеновна).
Работали мы группами по 20 человек. Каждую группу вели два преподавателя, и темы у них были разные. Назывались они броско: «нежелание выжидать», «бетонные острова» и другие

Коллективное фото. Workshop 1. Подгруппа 1. Софья Парамонова (Новосибирск), Артем Тиунов (Новосибирск), Ральф Пассел (Роттердам), Уте Шнайдер (Роттердам), Александр Порошкин (Томск)

Тема нашей группы звучала так: «А что между домами?» Руководители Уте Шнайдер и Ральф Пассел. Она касалась исследования вопроса, как трансформация квартала может стать основой различных стратегий, отвечающих изменениям города. Все темы этого года были градостроительными. В прошлом году, например, занимались жильем.

Так как основной акцент делался на способности выработать самостоятельную идею, и слово CONCEPT доносилось отовсюду, то начало работы групп в виде короткой концептуальной разминки никого не удивило.

Это была так называемая трехмерная клаузура. Каждый участник должен был за 4 часа сделать макет дома для какого-то персонажа (включая выдуманных, сказочных). Жестко задавались размеры 24х12х12 (М 1:20) и то обстоятельство, что боксы предназначены для последующей сборки в одно сооружение. Т.о., три стороны должны быть закрытыми, глухими – для стыковки с соседями. В остальном – полная творческая свобода. Перед началом клаузуры читалась лекция, где демонстрировались различные способы добиться разнообразия (материал, цвет, фактура, форма) типовых объемов.

Трехмерная клаузура

Персонажи выбирались самые неожиданные – от мальчика-с-пальчика до Федерико Феллини. Вместе получилось довольно зрелищно и забавно, а преподаватели смогли «прощупать» творческий потенциал.

Анализ

Сначала мы занимались анализом сложившейся застройки, чтобы потом применить полученный опыт в разработке собственного проекта.
Были рассмотрены две типичных для города ситуации: старый квартал (19в) и новый (типовой микрорайон). Выезжали на место, много фотографировали; зарисовывали планировку; изучали этажность, структуру пешеходных и транспортных путей; интервьюировали жителей, выясняя возрастной состав, формы занятости и культурные предпочтения. Особенно трудно это было в старом квартале – подъезды тупиковые, фасады давно живут своей жизнью и часто полностью заросли плющом. Все ветхо, все не устроено, не функционально. Жители, жалуясь на разруху и отсутствие удобств, единодушно восклицают: «Как снести? Эти дома нельзя сносить!» Видимо, чувствуя обаяние места.
Помотавшись по изнурительной жаре, мы вернулись в мастерскую, где предстояло отчитаться о проделанной работе, все обобщить и разделиться на две группы. Одна будет заниматься реконструкцией старого квартала, другая – новым. Определившись с предпочтениями каждый продолжал анализировать ситуацию в набросках. SKETCHES, SKETCHES и еще раз SKETCHES – вот что мы постоянно слышали от наших преподавателей.

Sketches

Наброски помогают лучше усвоить результаты анализа, наброски помогают сформулировать идею, в набросках отражается живой творческий процесс. В результате, когда группа «набрасывалась» на очередную поставленную задачу, получались целые стены, увешанные клочками и листочками. Эскизы полагалось сшивать в книжки, которые были призваны на защите наглядно продемонстрировать извилистый путь творческой мысли. Т.е. работа в основном оказалась ручной, а не компьютерной, - против всяких ожиданий. Была и еще одна большая неожиданность: оказывается мы совершенно не представляем, что такое АНАЛИЗ. Нас никогда не учили анализировать проектную ситуацию так, как этого ожидали наши западные преподаватели. Боюсь, что до конца я так и не поняла, в чем конкретно подобный анализ заключается, хотя очень старалась.

После того, как каждый (в набросках!) сформулировал свои индивидуальные выводы и обсудил их с преподавателем на своего рода мини-защите, каждая из наших групп (старого и нового кварталов) должны были быстренько склеить ситуацию и осуществить в ней эскизный макет уже общего для всей группы предложения. Что породило длительную дискуссию, затянувшуюся до позднего вечера. Но к единому все-таки пришлось прийти.

Анализ квартала (результат двухдневной работы)

Концепция

Всю оставшуюся неделю до субботы, «измельчившись» в группы по 3 человека, мы старательно формулировали концепцию уже собственного квартала. На участке 100 на 60м следовало расположить функции жилья, работы и культуры, обеспечив их оптимальную взаимосвязь. Каждый из троих заведовал одной функцией – министр культуры, министр труда, министр жилищного строительства. Надо было сначала разработать единую концепцию функционирования всего квартала, затем, отталкиваясь от нее, представить собственную программу – как работает именно его «министерство», как осуществляются связи с двумя другими. А в итоге получается совместная идея полноценной системы, работающей, как отлаженный механизм. Но это в идеале.

Концепция развития квартала (Подгруппа 1)

На деле же работа троих человек над одним проектом (из разных городов, из разных ВУЗов, только что познакомились) оказалась весьма проблематичной. Нужно было:
-прийти к единой концепции;
-сделать макет М1:200;
-подготовить краткую, четкую и ясную презентацию, понятную людям непосвященным, т.к. на промежуточной защите присутствовали преподаватели из других групп.
Их присутствие сделало промежуточную защиту живой и активной, полной полезной критики, из которой мы просто обязаны были сделать выводы уже через день (через воскресенье).

Концепция развития квартала (Подгруппа 2)

И в течение следующей недели окончательно и детально прорабатывать свою концепцию. И была неделя прений и споров, бесконечных выяснений отношений при помощи этих самых SKETCHES. И в конце концов – 3 планшета и макет.

Концепции и реализации

Реализация

Реализация: Network (Подгруппа 3: Москва)

И была окончательная защита. На которой выяснилось, что далеко не все идеи дошли до нее в первоначальном варианте.

Реализация: Без названия (Подгруппа 1: Новосибирск-Томск)

Многие разработки изменились почти до неузнаваемости.

Реализация: Forming space (Подгруппа 4: Москва)

В итоге мы получили сертификаты на официальной части, проходившей в Самарском Доме Архитектора, с должным пафосом и под продолжительные аплодисменты.

Преподаватели МЛАШ 2005

Там уже преподаватели кратко отчитывались о проделанной в группах работе. Но на самом деле, семинар был ценен еще и атмосферой непринужденного, спонтанного, энергичного общения, возникающего именно «между», «between» - между эскизами, между макетами, между нами.
И до свидания всем. Веселых всем МЛАШей!


Ответить...

Ваше имя :
Ваш  mail :

Ваш ответ :


Напишите словом: сколько будет 2 минус 2 ?


Обсуждения...

11.12.2011, тарас :
цікаво в плані колективної роботи, не часто доводиться працювати з таким дослідницький проектом та в одночас реконструктивним благоустоєм - це золота практика!)) в нас (західнаУкраіна) таких тусовок не спостерігається, я б був в курсі))
.. пишіть, радий творчому спілкуванню!
10.03.2010, александр :
Привет всем. приятно снова окунуться в то лето . для меня это были незабываемые ощущения. Я много узнал нового. для меня эта летняя школа разрушила много стереотипов в проектировании и общении. архитекторы веселые люди и у них должны быть весёлые проекты.

с уважением Порошкин Александр ваш колега по проекту.
сейчас перебрался в москву.
сделал сайт poroshkin.ru
20.11.2005, se7en :
Что мешает? Преддиплом, работа и банальная лень... 8) Но может как-нить и напишу. Через недельку-две.
20.11.2005, Александр :
se7en, кто мешает?
Берете компьютер, клавиатуру, пишете так, как считаете нужным, отправляете на адрес редакции.
Может быть будет опубликовано...
19.11.2005, se7en :
Да и фотку голландцев-немцев-португальцев можно было бы побольше сделать.
19.11.2005, se7en :
Недостаточно полно раскрыта тема неформального общения. Я бы даже сказал - совсем не раскрыта 8) И можно было бы хотя бы в общих чертах описать работу остальных воркшопов - благо все вместе "варились"... А так - зачет, толково написано. 8)
18.11.2005,  :


(с) 2002-2017 СибДИЗАЙН.ру

www.SibDESIGN.ru архитектура дизайн интерьеров проектирование дизайн интерьер в новосибирске