Летфестдиз2008. Молескин. Второй разворот.
Вчера разворот был посвящен открытию. Второй день у меня выдался суетливым, потому пришлось выбрать самое непонятное событие – а именно мастер-класс Геннадия Вершинина (на фото). Вице-президент Союза дизайнеров, глава института дизайна в Тюмени – сочетает практику и преподавание. Видимо много путешествует и наблюдает, чему и была посвящена лекция. В комментариях к видеоряду – весьма качественно собранному из фотографий объектов промышленного дизайна и архитектуры – он поведал о понимании красоты и его трансформации на протяжении двадцатого века. Особое внимание было уделено Баухаузу и методике преподавания в этой школе. Итальянский и финский дизайн были также отмечены. В сфере архитектуры Геннадий отметил музей на набережной Бранли в Париже (Жан Нувель) и музей в Кронигене, который создавал который международный коллектив (Старк, Кооп Химмельблау и прочие). Первый демонстрировал авангардное применение вертикального озеленения при реконструкции старого корпуса учреждения (хотя кто-то из великих сказал – не можешь сделать хорошую архитектуру, закрой ее плющом), одно из зданий второго потрясло нашего гостя. Потрясло по простой причине – архитекторы из Кооп Химмельблау создали пространство, в котором человек физически ощущает свое начало: он не может стоять на стекле, поднятом на три метра над водой (комплексы и страхи); чувствует пропасть между собой и произведениями искусства как историческую (выставлена живопись голландских мастеров), так и пространственную (полотна закреплены на планшетах, отнесенных от платформы с посетителями), зыбкость своего бытия, стоя на незакрепленном жестко мостике. В завершении лекции был упомянут и музей Д’Орсе в Париже (для экспозиции искусства нового времени приспособили бывший вокзал), где архитектор продумал не только оформление пространства, первый уровень которого был сделан проходным, а второй ориентирован на созерцающую аудиторию, но и сценарий экспозиции: проходя через залы музея посетители получали полную «картинку» истории живописи, противостояния отдельных школ 19 века во Франции.
Часть мастер-класса была посвящена и преподавательской деятельности института дизайна в Тюмени. Он представляет собой вторую ступень профессионального образования: первой является колледж. Система преподавания и тип учебных работ отличаются от традиционной (в частности – новосибирской) школы. Студент нацелен на создание полноценного портфолио, разрабатывая не только отдельные проекты, но и собственно дизайн папки работ – шрифт, цвет, оформление. Учебные задания построены на проблематизации проектирования – дизайнер решает определенные задачи, выполняя проекты. Это по мнению Г.Вершинина соответствует понятиям о современном обществе – его проектном (целевом), а не экономическом (аналоговом) мышлении. Защита проектов проходит в различных формах, в том числе – выставке. Многие работы впоследствии реализуются.
Хотелось бы увидеть на ближайшей «Золотой капители» экспозицию или инсталляцию, разработанную студентами этого ВУЗа – слишком понятна актуальность такого процесса обучения универсального… или лучше тотального дизайнера.
Прием от партнера фестиваля Knauf был посвящен технологиям этой марки – сухим смесям, новой аквапанели, которую можно изгибать и применять в помещениях с повышенной влажностью, был ориентирован скорее на профессионалов, чем на любителей.
На полях второго разворота опишу что будет… судя по времени – уже сегодня.
Откроется день в 11.00 креативным завтраком на тему «Дизайн и другие искусства». Тема интересная хотя бы тем, что либо архитекторы и дизайнеры захватывают другие виды творчества, либо художества начинают выходить в пространства и создавать архитектурные скульптуры. Что-то они между собой не поделили. Ведет завтрак Петр Шабалин, инициировавший в прошлом году проект «Городской алфавит».
После дизайн-киносеанса в 13.00, на котором можно увидеть фильмы из коллекции ТГ Архитектон, мастер-класс даст Иван Шалмин (начало в 16.00).
Иван Шалмин – учился на арх.факультете в Сибстрине (ныне НГАХА). Примыкал к одной из группировок новосибирских бумажников, после переезда в Москву был столичным агентом новосибирцев. В 1990-х занялся проектированием интерьеров. Пришлось создавать буквально на коленке многие детали интерьера – свет, предметы мебели. Изобретались технологии и конструкции. Из известных работ того времени – мебельный шоурум Giorgetti – двусветное пространство, в котором за неимением других возможностей часть экспозиции (кровать, тумбы, диваны) была подвешена в воздухе на тросах. В начале этого тысячелетия Иван Шалмин неоднократно получал награды московских международных фестивалей за работу со световым оборудованием в интерьере (лампы «Дождь» тому пример). В этом году он выступил в совместном проекте с новосибирским художником Владимиром Мартыновым «Проявления лаконизма» - это пять анимационных роликов, раскрывающих с разных точек зрения понятие лаконичного. Проект был представлен на Московской архитектурной биеннале. Видеоинсталляцию можно увидеть и в рамках летнего фестиваля – в нижнем уровне выставочного зала к/т Победа. Таким образом, возможно Иван Шалмин продолжит означенную на завтраке тему взаимоотношения дизайна и других искусств. Новые работы архитектора регулярно публикуются как в профессиональной общероссийской (Проект Россия), так и в местной («Дом снаружи и внутри», «Красивая жизнь») прессе.
Завершится день приемом от журнала «Современный интерьер» и лекцией Игоря Поповского о легендах города Н. (19-00). «Современный интерьер» в рамках фестиваля представил декораторский проект с участием новосибирских дизайнеров: маэстро поработали с тарелками и лампами. Часть разбили «на счастье», другие декорировали – гламурно, стильно, современно и эмоционально. Творения представлены публике в нижнем уровне выставочного зала.
ФФ/1-2.07.2008
|