|
Прямая речь: Алексей Журавков и Альберт Каримов
|
подготовка интервью: Татьяна Злыгостева фото: Андрей Аленкин
|
Ежегодный смотр–конкурс «Золотая капитель - 2006» завершился. На церемонии подведения итогов своими размышлениями о современном состоянии градостроительства сибирского региона, и о настоящем и будущем фестиваля с нами поделились архитекторы Алексей Юрьевич Журавков и Альберт Миниханович Каримов.
|
|
Алексей Журавков Архитектор. Новосибирск.
|
<Мэйнстрим и фестиваль> Мое личное мнение заключается в том, что в любом творчестве сейчас существует проблема попадания или не попадания в мэйнстрим. Мэйнстрим – есть результирующая креативных процессов, создание моды, общепринятого явления, современной тенденции. Попадание и работа в этом направлении сразу создают благоприятную обстановку, хорошие условия для любого творческого процесса внутри него. Таким образом, наша «Золотая капитель» не выходит за рамки общепринятых тенденций.
В свое время, когда появилась мода на архитектурные, дизайнерские направления, которые были восприняты из западной архитектуры через Москву, Питер, – мы начали пользоваться вторичным, третичным, а то и пятеричным продуктом. Субпродуктность современной сибирской архитектуры – это уже состоявшейся факт. Я не считаю, что это плохо, но я и не говорю, что это хорошо.
По сути дела на фестивале нет работ, которые резко выделяются, контрастируют с общей массой. Наверное, для региональной архитектуры – это решение правильное, но существуют ведь и образцы радикальной работы в том же Иркутске, Барнауле, Омске и других городах. Может быть, они более спорные, прогрессивные, непонятные, но создают стержень поиска.
Работа наших сибирских зодчих в злободневном стиле прослеживается последние 3-4 года. Сначала это было всем очень приятно: вырос средний уровень, но мэйнстрим не должен быть подавляющим, на его фоне должны существовать авторские, внесистемные работы. По внесистемным работам «Золотая капитель», как элемент региональной архитектуры, проигрывает.
Если мы вспомним 11 лет существования «Золотой капители», то заметим, что происходит следующее: фиксируется верхняя планка и повышается нижняя планка, тем самым отсеиваются слабые, непроходные работы. Укрепляется средний участок.
|
|
<О современном городе>Каждый город имеет свою пластику, свою историю. Новосибирск – очень сложный город. Здесь есть большие напластования архитектуры купеческого стиля начала прошлого века. Это и великая новосибирская классика – конструктивизм, на которую мы молимся, ради которой приезжают сюда из Голландии, из Англии, из Германии. Сейчас же создан некий стандарт (негативный аспект мэйнстрима – это создание стандарта).
И что такое в этом понимании жилой дом? Мягкая пластика фасада, арочки на первом этаже, обязательно мансардная кровля со скатом и слуховыми окошечками. Вот такая вкусненькая штучка, которая является неким базовым стандартным элементом. И всё, мы перестали вписывать в среду – создается новая среда, но она абсолютно не корреспондируется с существующей застройкой. Понятие ансамбль – абсолютно забытое слово. Я боюсь, что создание новой архитектурной генерации, нового уровня пока не происходит. Но и возможности ансамблевой застройки сейчас просто физически нет. Каждый маленький участок строится отдельным заказчиком, в разное время, разными техническими средствами, при разных условиях. Это - просто данность сегодняшнего дня. А для того, чтобы создавать ансамбль, нужны другие цели и условия.
|
|
Альберт Каримов Профессор, академик, архитектор. Омск. Обладатель диплома "За лучший дебют"
|
Архитектурный облик сибирских городов резко изменился с точки зрения объемов строительства, потери целостности и ансамблевости застройки. Это, к сожалению, сегодняшняя реальность. Сейчас нет единства подходов, не сформировались местные архитектурные школы. Видимо, в прошлом не хватило управленческой воли. Такие фестивали, как «Золотая капитель» формируют градостроительную культуру, идет общение профессионалов в своей среде.
Хотелось бы, чтобы «Золотая капитель» всегда получала достаточно внимания от руководства города, чтобы она была более известна в обществе, чтобы люди знакомились с искусством архитектуры, повышался авторитет архитекторов – ведь присутствие авторитета помогает принимать более грамотные управленческие решения.
|
|
Надеюсь, что когда-нибудь несколько стихийный процесс по появлению инвесторов в наших городах будет взят под контроль. Инвестор активен, а где-то – и «нахален», он представляет собой большие деньги. И чтобы всесокрушающая власть денег окончательно не погубила среду обитания, сегодня нужен авторитет архитектора, который основывается на таких мероприятиях. Я считаю, что в них должно участвовать гораздо большее число специалистов, нежели здесь сегодня.
Я почти не нашел новосибирских работ, хотя конкурс проводится в Новосибирске. Думается, стал несколько теряться интерес к «Золотой капители» – значит надо искать новые подходы, чтобы участие было честью для каждого профессионала.
При распределении заказов должно учитываться то, какие места получали проекты на конкурсах. Нужны неформальные лидеры, а не те, кто имеет доступ к заказчику, не те люди, которые, не имея таланта, могут и сбить цену, и быстрей запроектировать – главным критерием должно быть качество. Качество – неотъемлемый признак работ, получивших призовые места. Именно такие проекты по сути дела приоритетны при застройке городов Сибири.
|
(с) 2002-2024 СибДИЗАЙН.ру
|
|