История поиска объективных основ гармонии в объектах природы и искусства насчитывает много веков. Со второй половины 19-го века с работ Адольфа Цейзинга и Густава Фехнера работы в данном направлении получили научно-статистический инструментарий, что привело к появлению огромного интереса к этой теме и, как следствие, огромному количеству исследований. В свое время наше внимание привлекла монография Я.Д.Гликина «Методы архитектурной гармонии» изданная более 40 лет назад (1979). В целом, она мало чем отличается от многочисленных исследований искателей формальной гармонии, но в ней есть один интересный момент, который много лет оставался для нас загадкой. Гликин приводит результаты научно-исследовательской работы специалистов из Ростокского института психологии, проведенной еще в 30-е годы прошлого века в Германии (Katz W. Zwölf Gesichter in Einem. Kölnische illustrierte Zeitung. October, 1932). Работа была основана на методе создания многослойных портретов с последовательной фотопечатью индивидуальных портретов при строгом фиксировании их по зрачкам глаз. Несмотря на то, что статистический охват был весьма скромный (12 девушек и 10 парней), результаты получились весьма впечатляющими. Полученные усреднённые портреты оказались весьма красивыми.
Этот неожиданный факт до сих пор практически никто не смог оспорить. Разумеется, красота лиц оказалась несколько стерильной, но объективно она действительно присутствует. Особенно это бросается в глаза, когда смотришь на исходные портреты, большинство из которых трудно назвать красивыми. В итоге Я.Д.Гликин констатировал, что метод усреднения портретов позволил выявить некую скрытую гармонию.
Мы решили изучить эту тему более основательно и обнаружили, что метод усреднения портретов имеет весьма богатую и результативную историю. К нашему удивлению этот метод был разработан и апробирован еще в 1878 году английским ученым Френсисом Гальтоном. Метод был основан на том, что фотографические изображения объединяются по двум реперным точкам – зрачкам глаз. В конце 20-го века профессор психологии из Шотландии Девид Перрет разработал похожий метод, который основывается на объединении изображений и использовании большого количества точек – каркаса.
С 70-х годов прошлого века антропологами МГУ (О.М. Павловский, И.В. Перевозчиков, А.М. Маурер и др.) проведено большое количество на основе метода Гальтона.
Предполагая, что в данной сфере науки все велосипеды уже изобретены, мы, все же, попытались проверить метод усреднения фотографий из чистого любопытства. Тем более, что мы не психологи-биологи-антропологи, а любители-искатели скрытой гармонии.
В качестве исходного материала мы взяли из интернета портреты с помощью поиска по картинкам в поисковой системе Яндекс по запросу «фото на паспорт». Из предложенных изображений были взяты первые попавшиеся
50 фотографии в анфас. На первом этапе работы мы попытались получить усредненный портрет на основе метода Гальтона. В качестве реперных точек были использованы зрачки глаз. В этом случае у нас получился, по нашему мнению весьма красивый портрет, особенность которого оказалась высокая «резкость» глаз и весьма «туманная размытость» остальных частей лица.
Проведя некоторый перебор вариантов поиска реперных точек и линий, мы остановились на следующем выборе. В качестве реперных линий мы использовали линии по уровню внутренних уголков глаз и по уровню нижнего края подбородка. Очевидно, что в качестве еще одной реперной линии была использована вертикальная направляющая по оси симметрии лица.
Фотографии были выставлены в программе Photoshop в один файл по слоям и выровнены в одном масштабе по реперным линиям. Затем всем слоям с изображениями лиц была присвоена прозрачность в 1-2%. После этого все слои были объединены и растиражированы с наложением друг на друга до исчезновения прозрачности. В результате у нас получились усреднённые портреты выборок фотографий женских
и мужских лиц.
На наш взгляд, переход от реперных точек к реперным линиям позволил получить более четкие очертания усреднённых портретов. Размытость зрачков при этом получилась минимальной.
Мы апробировали также другой способ получения усреднённой фотографии, который состоит в том, что всем слоям был присвоен эффект Soft Light, в результате чего были выявлены зоны изображений по яркости с последующим усреднением лиц.
После полученных усреднённых портретов из первых выборок мужских и женских портретов было решено повторить опыт на совершенно других фотографиях портретов, не входящих в первую выборку. Было взято ещё примерно по 50 фотографий женских и мужских портретов из поисковой системы Яндекс по запросу «фото на паспорт». И что же мы видим. Усредненные портреты до боли похожи на портреты из первых выборок.
Получение усреднённого портрета из 5 случайных фотографий:
Получение усреднённого
портрета из 10 случайных фотографий:
Усреднённый портрет из 20
случайных фотографий:
Усреднённый портрет из 50
случайных фотографий:
Результатом проведенного графоаналитического эксперимента можно считать то, что
при использовании в разных выборках фотоизображений лиц одного пола и одной
расы, но совсем непохожих друг на друга, при усреднении получаются практически
идентичные лица. При уменьшении количества изображений в выборке усредненное
лицо похоже на фотографии из выборки. При увеличении изображений в выборке,
усреднённое лицо стремится к некоторой константе и не похоже ни на одну из
фотографий из выборки.
Первая выборка из 54 случайных фотографий женских лиц:
Результат усреднения портретов женских лиц первой выборки:
Вторая выборка из 61 случайной фотографии женских лиц:
Результаты усреднения портретов женских лиц второй выборки:
Итоговые изображения результатов обработки женских фотопортретов:
5 10 20 50 100
Первая выборка из 52 случайных фотографий мужских лиц:
Вторая выборка из 49 случайных фотографий мужских лиц:
Итоговые изображения результатов обработки мужских фотопортретов:
Итоговые изображения результатов обработки мужских фотопортретов:
Итак, мы видим, что метод усреднённого портрета при выборке топологически идентичных портретов позволяет получать:
1 портрет, который является некоторой топологической константой;
2 портрет, который воспринимается как приятный или красивый.
Предположим, что приятность или красота полученных портретов есть некая закономерность присутствия гармонии, которая из скрытой вдруг становится явной. Очевидно, что мы получаем некую среднестатистическую топологию лица. Усреднение позволяет сформировать лицо, в котором «стираются» крайности в пропорциях элементов и, следовательно, исчезают раздражающие факторы, из-за чего лицо «становится приятным».
Предположим, что вычисление среднестатистических данных из выборки дает нам некий ключ к фиксации некоторой гармоничной формы. Проверим это, используя данные из Антропологического атласа, выпущенного ВНИИТЭ в 1977 году. Используем обмерные данные по группе русских студентов (выборка 117 человек). Проверим статистические обмерные данные по портретам. Очень удачно получилось, что линия глаз взята также по внутренним уголкам глаз. Всего по портрету (рисунок в Атласе приведен условный) есть следующие данные:
Сопоставим полученную сетку прямоугольников с полученным выше усредненным мужским портретом:
Визуальный анализ показывает высокую степень сходства. Следовательно, метод усредненного портрета можно дополнить методом вычисления средних значений, что позволяет перейти от примерных «расплывчатых зон» к точным числовым значениям. Отдельной темой для исследования представляется сопоставление полученных числовых данных с известными различными «канонами» рисования портрета. В данном случае стоит только отметить, что высота лица оказалась больше ширины лица в полтора раза с высокой точностью (23,49/15,65 = 1,50095).
Для нас очевидно, что сходство результатов, полученных методом усредненного портрета и статистическими антропометрическими измерениями не является случайным. По всей видимости, данный комплексный подход может дать возможность выявления каких-либо антропометрических констант, имеющих высокую эстетическую значимость.
|