|
Интуитивный гуманизм Массимилиано Фуксаса
|
Текст: Татьяна Злыгостева
В своих интервью итальянский архитектор Массимилиано
Фуксас утверждает, что «архитектура является частью общества и должна
создавать сцену, на которой актеры будут играть по собственным правилам». В
его проектах интуитивный подход сочетается с функциональностью, и, похоже,
это именно то, что нужно современному обществу – многочисленные проекты
Фуксаса отличаются масштабностью и высокой социальной значимостью.
|
Концертный зал Zenith, Амьен,Франция,
фото: Philipe Ruault
Концертный зал Zenith, Амьен,Франция,
фото: Philipe Ruault
Культурный центр PEACE PERES HOUSE, Яффа, Израиль, фото: Moreno Maggi
Культурный центр PEACE PERES HOUSE, Яффа, Израиль, фото: Moreno Maggi
Культурный центр PEACE PERES HOUSE, Яффа, Израиль, фото: Moreno Maggi
Аэропорт, Шеньен, Китай,
иллюстрации: Massimilianо Fuksas Architetto
Аэропорт, Шеньен, Китай,
иллюстрации: Massimilianо Fuksas Architetto | Массимилиано Фуксас
закончил архитектурный факультет университета Ла-Сапиенца в 1969 году,
но архитектурную практику начал еще за два года до получения диплома. В
1989 году открывается его офис в Париже, в1993 – в Вене и в 2002 – во
Франкфурте. Также он был куратором седьмой биеннале в Венеции, которая
проходила под лозунгом «меньше архитектуры, больше этики». Сейчас он
читает лекции в различных европейских университетах. Но сам до сих пор
уверен, что стал архитектором чуть ли не случайно: «Я начинал как
художник и считаю, что архитектор и должен быть в первую очередь творцом
и художником, а техническая сторона вопроса менее важна. И точно так же,
как художник, архитектор должен искать вдохновение в любых источниках
вокруг себя. Я никогда не черпал вдохновение в архитектуре, я искал его
в искусстве, в кино или природе». Подобный подход кажется простым и
легким, но на самом деле опирается на по-настоящему гуманистичные идеи:
«Лучшая инновация – это создать для людей место, наиболее подходящее для
их жизни. Мы должны научиться понимать людей, которые будут жить в
зданиях, проектируемых нами. Демократичный подход – вот что я называю
настоящей инновацией».
Демократичным подходом Фуксас считает внимательное отношение архитектора
к проблемам и желаниям обычных людей: «Никого не волнуют процессы,
происходящие на макроуровне, все делают маленькую, хорошенькую
архитектуру, никто не задумывается над происходящим в мире, но ведь
самое главное – это анализировать общество, понимать, как оно
функционирует, как оно живет и развивается на самом деле. Главная задача
сейчас – это понять, как вообще работать с миром, в котором живет шесть
миллиардов человек, и большая часть из них каждый день перемещается из
пригорода в город. Для меня решение этой задачи очевидно – понимать, что
работаешь с хаосом, а не с порядком». Возможно, именно поэтому
архитектор считает себя сторонником интуитивного подхода – ведь
теоретические рассуждения не могут объяснить, как трансформировать хаос
в среду, удобную для жизни людей.
Гуманистичная функциональность и эмоциональный эффект – вот краеугольные
камни работ Массимилиано Фуксаса. Его кредо – не эпатировать, не
ввергать в шок новизной или изощренностью конструкции, не поражать, но
просто удивлять. Ярким примером реализации этого принципа можно назвать
Gecos Housing Center (Римини, Италия). Этот жилой комплекс отличается
рациональной структурой, но его облик не лишен специфичной поэтики:
хаотично расположенные балконы и вынесенные за пределы фасада стальные
конструкции создают ощущение объемности; стеклянные панели разных
оттенков зеленого цвета защищают внутренние помещения от излишков солнца
и делают цвет здания неоднородным, напоминающим изменчивую палитру
морской волны.
Другой важный принцип работы архитектора – это следование классической
концепции единства формы и содержания. Иллюстрацией этого принципа можно
назвать Центр мира в Израиле. Это место, по мысли архитектора, должно
выражать собой глубокое нравственное значение. Здание простое по форме,
но фасад, состоящий из перемежающихся слоев железобетона зеленого цвета
и матового стекла, представляет собой своеобразный «геометрический сад»,
как называет это сам Фуксас. Пласты стекла, чередующиеся с пластами
бетона, должны символизировать наслоения истории, а их искривленная
форма – то, что история никогда не идет прямым путем и не бывает
однозначной.
Другие проекты архитектора, такие как Миланская ярмарка (Trade Fair, где
проводятся знаменитые мебельные выставки) и международный аэропорт
авиакомпании Shenzhen Airlines (Китай), решены в несколько ином стиле,
их предназначение на символическом уровне обозначает мобильность
процессов, происходящих в обществе. Как уже говорилось, для Фуксаса
важно, чтобы форма соответствовала содержанию, поэтому для данных
объектов характерны обтекаемые, футуристические контуры, актуальный на
данный момент мотив фракталов, открытые пространства, выражающие
динамичный характер сооружений. А здание аэропорта и вовсе похоже на
огромный самолет!
Еще один масштабный проект – Armani Tower в Токио, но масштабный не по
размеру, а по смыслу. Идея заключалась в том, что этот небоскреб должен
выражать философию Армани – роскошь в оправе сдержанной элегантности.
Трудность заключалась в том, что здание нужно было вписать в контекст
Токио, города, который находится в непрерывном движении, города, который
функционирует как один большой живой организм. Решение этой проблемы
оказалось достаточно простым – здание стандартной формы, но словно бы
одетое в платье от Армани, которое сшито из шелка и декорировано
блестящими стразами. Как все архитектурные метафоры Фуксаса (концертный
зал, похожий на Колизей, аэропорт-самолет, напластования истории в виде
перемежающихся фактур), этот прием легко читается и обладает ясным
смыслом. Стеклянная башня Армани «сливается» со средой, отражая в себе
разноцветные огни окружающих зданий, а прозрачность поверхности
несколько сдерживается каскадом светящихся листьев, словно бы плывущих
по фасаду здания. |
|
Ответить... Обсуждения...
Очень не плохо 04.05.2009, ТЗ : "Здорово что вы стали писать про зарубежных архитекторов."
Спасибо, Алла, мы обязательно будем продолжать в том же духе. 04.05.2009, Алла : Здорово что вы стали писать про зарубежных архитекторов. Теперь что-то новенькое появляется. Продолжайте в том же духе. Удачи и здоровья! 28.04.2009, Т.Т. : "А здание аэропорта и вовсе похоже на огромный самолет" – по-моему, это слишком тривиальное решение для архитектора с мировым именем. Корабли в моей гавани, не взлетим - так поплаваем...
(с) 2002-2024 СибДИЗАЙН.ру
|
|