|
Прямая речь: Сергей Митюшов
|
(ОТ РЕДАКЦИИ)
|
В прошлом 2004 году <Фрейдин Ефим> разговаривал с «грамотным» архитектором Сергеем Митюшовым. В ожидании очередного слета зодчих всея западной Сибири редакция www.SibDESIGN.ru приняла волевое решение опубликовать этот скромный диалог. |
(ЗОЛОТАЯ КАПИТЕЛЬ)
|
|
<золотая капитель> Нет это не премия. Я был сторонником ежегодной выставки, то есть, как смотр, но не соотносить это с рейтингом <золотая капитель это смотр> сегодня он называется смотр-конкурс, но все стали «Золотую капитель» рассматривать как награду, как «Заслуженного архитектора». Вроде: дайте мне работу, я участник-лауреат. Поэтому я эту площадку как-то возненавидел. <вы предпочитаете на равных условиях, без распределения?> Без составления рейтинга, то есть просто показать себя, поговорить… а поскольку бесплатно никто не будет проводить это, все хотят поиметь с этого чего-то, хотя бы вот эту графу рейтинга, которую можно потом показать, как медаль <поставить на полку> да, да, но это я расцениваю как оценку общественного мнения, а поскольку объективной оценки общественного мнения нет, то все это высосанное из пальца и получается какая-то подмена, понимаешь, когда в связи с шестидесятилетием дают, но не за архитектуру <но не говорят об этом> да, а трактуют как что это было оценено профессионалами города, это же высшая награда <как результаты деятельности> нет не по результатам деятельности, этот объект оценивается как лучший в этом году на фоне их профессионального сообщества |
(СОЮЗЫ И ОБЩЕСТВА)
|
|
<а вы ведь в союзе архитекторов состоите?> я из российского не ушел, а в новосибирском не состою <а новосибирское архитектурное общество?> а вот это наша организация <какие планы у вашей организации> никаких планов, это к Паршукову вообще я не сторонник каких либо планов у архитектурных обществ <вы могли бы инициировать от общества альтернативные конкурс или премию?> не знаю, очень много надо иметь, в принципе выставка, которую я собрал, обошлась мне в девять тысяч... все эти мелочи - на фуршет, на склеить, привезти, собрать, но это полностью вся выставка... Что-то я новое сделал, что-то я заново отснял, отцифровал, на планшеты разложил, и можно теперь все отдать в музей <в музей им.Баландина?> мы с татьяной николаевной договорились...
|
(ПРО МУЗЕЙ)
|
|
я хотел бы. когда мы были в союзе... первый наш дом на вокзальной магистрали - зеленый. первый этаж был под музей архитектуры на первом уровне, а на втором - общественная часть. вот то, что потом продалось в магазины... а там на 200 квадратных метрах можно было сделать... <недавно было обсуждение инициированное главным архитектором Новосибирска ВП Арбатским и в качестве одной из тем была затронута проблема переноса памятников деревянного зодчества в зону около Димитровского моста...> Не получится, не получится музея среды, не получится. Да и декора не сохранят, потому что не соберут. 18 лет в этнографическом музее в Академгородке лежала Зашиверская церковь, она была с трудом восстановлена. Гарантии инвестора кончатся, как только освободится площадка... В Новосибирске – так! С помощью гастарбайтеров перенесут все это к той же реке... а потом по реке и спустят. <Нужен ли сегодня городу музей под открытым небом?>Сегодня - нет... завтра - да. Мы же приходим к этому к интересу. У людей все равно освобождается очень много времени. Рано или поздно они начнут ходить в музеи. И архитекторам и профессионалам и студентам легче... просто даже рисовать... идти, брать и рисовать... <Составная часть архитектурной академии> Это площадка. Одна из площадок для нормальной работы с материалом. Гораздо интересней читать лекцию и выдавать задание на каком-то предмете, чем просто на пальцах показывать, что из себя представлял город. Когда мы преподавали с Клевакиным, то просто залезали на крышу и с дома снимали видеофильм вместе со студентами. А потом они, анализируя этот видеофильм, пытались проектировать в тех кварталах, которые они «отсканировали». Только так можно было понять ситуацию.
|
(ПРО ШКОЛУ)
|
|
<Вы можете рассказать о вашей работе с Клевакиным> А есть два фильма, они очень классно показывают работу <в какой период это происходило?> 1993-1995 <время становления академии и…> когда архитектурный институт только переехал на Красный проспект, когда пришлось ломать для дизайнеров задания по пожарному депо. То есть методички 1957 года уходили, а приходили – «мост», «желтая подводная лодка», «праздник в городе», «улица-автосалон» и др., то есть такие концептуальные темы. Когда только-только начали появляться работы студентов выполненные на компьютере, мы первые отказались в институте от деревянных досок и предложили формат 60 на 80. Картон, бумага, все что угодно, лишь бы 60 на 80, потому что 60 можно было проводить на ксероксе. На рулонном ксероксе можно было подавать, уменьшать и архивировать. Чтобы работы-подлинники можно было отдать студентам, наиболее интересные составляют архив кафедры, а все остальное в формате а4 складывалось - листаешь как сборник - вот и все. <как вы оцениваете 95 год - окончание вашей работы> как обидное неподписание контракта на второй срок. нам сказали - нам .... не нужны... вы со своими выставками достали. Вот такой вот подход... мы пили шампанское со студентами, мы разыгрывали в коридорах там всякие праздники, мы торчали на кафедре до двадцати трех ноль-ноль, нас с трудом выгоняли, но мы не пиво пили, мы сидели, мы придумывали игрушки, мы придумывали станки для станкосиба, зарабатывали деньги, на эти деньги покупали тортики, мы заключили договор на четыре кружки, а за 4 часа придумали 24 варианта, которые директор все оплатил. Ему не нужно было, но он оплатил, потому что все варианты ему понравились. <Продолжается ли ваше сотрудничество с архитектурной академией?> Я брал студентов на практику, сопровождал наиболее интересных, а когда дело доходило до официального утверждения руководителем дипломных проектов... кафедра агз, например, была против того чтобы руководитель диплома был извне. Ему ведь надо платить деньги... да я, говорю, - бесплатно, только уберите своего <от кафедры> руководителя, - не захотели. <Как вы оцениваете качество образования в архитектурной академии?> плохо оцениваю... плохо... несколько человек нормальных преподавателей осталось... нового ничего не появилось. <ваше видение идеальной системы образования> а как в Европе... на базе мастерских... мастер-классов... мастеров… сейчас везде идут мастер-классы. Лекции обязательны. И это, и это, и это обязательно, но везде присутствует мастер-мастерская. От чего же и отказались. Европа сделала школы на базе мастерских, а наши пошли по традиционному пути с кафедрами. Несколько кафедр должны быть подкреплены мастерами. Настоящими мастерами, которые могли бы услышать и рассказать что-то из своего практического опыта. Если Захаров может рассказать из опыта... такой и нужен... а когда преподаватель не называет ни творческого кредо, ни над чем работал... <вы бы согласились преподавать снова?> сейчас по-моему это не реально. <если это реально?> не знаю, как бы очень интересно, это опять заново все... <разрабатывать...> ну как бы оно в паре должно быть. Хорошо работали с Клевакиным в паре. Он ученый, я практик. Мы все время дополняли друг друга, потому что мы в тандеме были. Брали группу студентов: 4 у меня, 4 у него. То, что не понимали у Александра Николаевича, я раскладывал ручками. То, что не хватало мне - концептуальной, научной основы - дополнял Клевакин. Мы 8 студентов, которых консультировали, покрывали полностью... нам без разницы было с кем работать - там двоешник, или троешники… мы не выбирали... точнее, нужно с ними работать на протяжении нескольких лет. Если ты его берешь на третьем курсе - ты его и выпустишь. А не каждый новый год приходить и говорить "так, дети, двадцать человек, я сегодня у вас веду курс проектирования". Так у вас тут двери наружу, окна на север - так нельзя – лестнично-лифтовой узел неправильный - тут у вас клоака - я «Гамалею» говорю - я не могу консультировать всю группу, потому что не понимаю, что они делают. Как бы я сосредоточусь на четырех студентах, максимум на восьми, я знаю темы, знаю когда у них животы болят, что у них дома творится, как с них спросить, их возможности, что он может сделать за три дня подачу или не может... что он может спать весь семестр, но у него мозги крутятся там, он соберется и выдаст... я не сторонник отчислять за то, что на клаузуре, за 15 минут он не смог выложить эту идею.
|
(ПРО АРХИТЕКТУРУ)
|
|
Клаузура - это разминка для мозгов, чтобы ты постоянно мог нарисовать что-нибудь. Ты можешь рисовать на клаузуре зайчиков, поздравительные открытки, стихи, лишь бы ты в теме был... повышал тонус... знаешь, как тренировка для ног, ты должен постоянно разминать ноги. И голова у тебя сразу... а когда говорят - вот почему вы не можете на второй день после выдачи задания нарисовать образ здания... я сам могу сидеть полгода и к образу к этому не подойти, понимаешь. Заказчик говорит - через неделю. Девочки - они могут, а я - устал, я не вижу вот в этой визуализации образа. Они сразу рисуют. Он наговаривает, а они рисуют. А мне надо узнать, кто туда вообще ходит. Что ты? Зачем ты? Какое задание надо? Вот пришел мужик со складом на улице широкой. А мы говорим - зачем там тебе склад, там почище может быть, ты ж торгаш, давай тут - магазин, а там - .... - а куда я тряпки? а тряпки - куда-нибудь в Толмачево свезешь. Место-то пиковое такое. Как бы, ты вот в продолжение гаражей, ты еще о городе должен думать. А тебе же еще и прибыль надо. Ну, говорит, вы нарисуйте, пока подумаем, обсудим и напишем задание, но пока я буду платить по старому заданию. Ну и все. Вот так все и продолжается. <ваше творческое кредо> а что... работать и работать пока... какое творческое кредо?.. мне интересны объекты новых технологий, которых еще не знаем. Мне интересны общественные пространства. Демократичные пространства. Не такие закрытые, в которые можно попасть по клубной карточке, а свободные, чтобы любой пешеход мог зайти в сибирских условиях, погреться, поглазеть, отдохнуть, получить информацию, с кем-то встретиться, при этом, не беря баночку пива, когда ты заходишь макдональдс, или бутерброд. Ну просто - кому-нибудь назначить встречу. Но ты не хочешь ни есть, ни пить... ни фига… <чтобы просто можно было посидеть> на сегодня единственное такое место это «пиццерии». Где можно просто назначить встречу. У нас катастрофически не хватает комфортных, демократичных пространств. Вокзал, казалось бы, самое демократическое - вход в зал ожидания по билетам. Если у тебя нет билета - транзитом через вокзал - купив газету. <а первый этаж, там есть> там нет такого комфорта - там проходной двор, когда мимо тебя с чемоданами. И вообще такую архитектуру сделать закрытой из-за того, что там террористы, извините меня, до чего мы тогда дойдем? <в принципе город нуждается в таких местах> я считаю что мы нуждаемся, город-то может и не нуждается, а жители города - нуждаются. <вы разделяете город и жителей?> разделяю - у нас город сам по себе и жители сами по себе. На сегодня. Вообще город как сам механизм, сама структура, сама вот эта вот... и власть в том числе, она же управляема. Город это механизм, который нас так... прессует.
|
(ПРО ЗОДЧЕГО)
|
|
<какую роль играет архитектор в городе?> никакую. Пока у нас врачи, юристы и архитекторы на таком уровне - такая у нас и архитектура. Пока еще архитекторы не сделали для общества ничего такого, чтобы общество их оценило. Можно назвать архитектуру Оперного театра. Такая знаковая архитектура. 5-6 зданий, которые сделаны не для жителей. Они для общества вообще в целом. Десятая часть общества удовлетворена той архитектурой, которую они поимели от архитектора, и сегодняшние амбиции заказчика, когда есть заказчик, они не считаются с архитектором, они считают, что сами могут построить, в принципе - без архитектора. Архитектор не диктует. Он не настолько профессионален у нас в Новосибирске, он не может диктовать заказчику такие вещи, которые бы поразили его. Чтобы у него глаза загорелись, и он сказал - вы правы, вы профессиональны. В лучшем случае он идет на поводу у архитектора, когда это касается цвета и всего прочего. Все остальное заказчик диктует. А архитектор: испанский кран? - легко, джакузи – пожалуйста, спеть-сплясать, «визуализация» - нет вопросов, плиз! Концептуальных проектов нет, пока - все отрабатывают контракты. |
(СПРАВКА)
|
(СПРАВКА)
Разговор проходил во время новосибирского форума ДИА в клубе «Голден Гейт» (к слову о демократичном пространстве)
Митюшов Сергей Алексеевич – архитектор-практик, в 2004 году в ВИЦ НГАХА состоялась персональная выставка «Грамотная» жизнь архитектора Митюшова С.А.», на которой были представлены проекты и работы до 2002 года.
Клевакин Александр Николаевич – зав.каф. КТП НГАХА, кандидат архитектуры, академик, занимающийся научными проблемами города и архитектурного образования.
Паршуков Владимир Владимирович – главный архитектор Дзержинского района г.Новосибирска, председатель Новосибирского Архитектурного Общества, фотограф, путешественник.
Тарновская Татьяна Николаевна – директор Музея архитектуры им.С.Н.Баландина НГАХА.
|
(с) 2002-2024 СибДИЗАЙН.ру
|
|