|
Ответить... Обсуждения... 18.05.2009, : На примере работы Чернова, отважно вступившего со мной в "драку", можно вновь
наблюдать особенности менталитета отечественных ученых, "беспощадно бьющих буржуазную науку на всех фронтах". Когда исследователь видит и слышит только те аргументы и цитаты, которые соответствуют его изначально избранной позиции и в упор не хочет замечать очевидных и однозначных фактов, то данное исследвание следует признать тенденциозно однобоким. Бегло пройдусь по очередному посланию "очередной восходящей Золотой звезды отечественной науки". 1. Полагаю, что исследование неоднозначного исторического материала должно базироваться на основе рассмотрения различных версий интерпретаций. Эти версии неоходимо обозначить и с помощью их сравнительного анализа выбрать наиболее обоснованную. Если же у исследователя нет версий, а есть только одна абсолютно правильная точка зрения, то можно заключить, что он не является флюгером, он является .... (нужного слова что-то не подберу, но вертится почему-то в голове понятие "верный ленинец"). 2. Работу Афанасьева по многим памятникам следует признать ошибочной. Особенно по Акрополю, где его изыскания вступают в прямое противоречие с содержанием исторических документов. Конечно, можно почтительно считать его "великим патриархом", но приведу один факт. В.Н.Федерякин был аспирантом К.Н.Афанасьева. У Федерякина была своя метрологическая интерпретация Парфенона, отличная от "олимпийско-футовой" Афанасьева. Несмотря на титаническое давление академика на аспиранта, позиция Федерякина не изменилась и он сделал диссертацию такую, какую хотел. Ученый Совет МАРХИ принял беспрецендентное решение (кто знает, что такое "наша" наука, тот хорошо это поймет) - аспирант Федерякин выпущен на защиту без руководителя - академика Афанасьева. Случай неслыханный. Федерякин защитился без черных шаров!!! О чем это говорит. О научной несостоятельности руководителя. Считаю, что Федерякин совершил научный подвиг. И я благодарен судьбе, что мне посчастливилось много лет поработать рядом с этим мужественным человеком. 3. По поводу интерперации Пантеона Афанасье ошибается однозначно. Здесь я осмелюсь представить свою собственную интерпертацию, которой я горжусь. Сам Федерякин, который беспощадно лупил меня по многим метрологическим аспектам, когда увидел мою интерпретацию Пантеона, пожал мне руку и посоветовал срочно публиковать материал. И только после этого, он посоветовал мне выходить на защиту диссертации, которую я писал 18 лет все время считая ее недоделанной. 4. Работу Максимовой я еще посмотрю, если получится, но то, что она считает "вопрос об олимпийском футе по-прежнему ... открытым", о многом говорит. 5. И еще. Опять с большим удовольствием прочитал работу - http://www.a3d.ru/architecture/stat/185 18.05.2009, Сергей : Дивлюсь я вашей полемике. И Соглашусь с Черновым.
"Если исследователь (не Афанасьев) способен за неделю несколько раз поменять свою точку зрения на противоположную, дискуссия с ним бесполезна. С таким же успехом можно полемизировать с флюгером. " Так ведет себя человек, у которого своего собственного мнения нет и быть не может. Он опирается на веяния времени и на "авторитетов", не разобравшись, правы ли эти авторитеты или нет. А вам вместе Чернову и Радзюкевичу задаю вопрос: Скажите, а для чего вы исследуете памятники? 18.05.2009, Андрей Чернов : ОТКАЗ ОТ ПОЛЕМИКИ
Историк архитектуры А. В. Радзюкевич, некогда вслед за К. Н. Афанасьевым сам пытавшийся интерпретировать размеры первых русских храмов с помощью олимпийского фута (эта статья молодого аспиранта и помещена на данной странице) , через два десятилетия в электронной полемике на сайте http://www.a3d.ru/disput/61 поставил под сомнение и само существование этой меры, и то, что она восходит как минимум к эпохе Парфенона и Эрехтейона. При этом на этой же странице и нашей дискуссии он пишет и прямо противоположное: «По Спасу в Переяславле-Залесском вполне могу согласиться с Черновым. Вполне возможно, что центральный неф был приравен 16 футам, а боковые – 12. Вполне возможно. Любопытно, что в Софии киевской размер боковых нефов также равны 3,7 м (обмеры мои собственные). А центральный неф равен 7,7м, что можно приравнять 25 таким футам».) http://www.a3d.ru/disput/61 Но, забыв про это, на сайте, коему он куратор, пытается высмеять (видимо, за неимением аргументов) мою интерпретацию обрубка мерной линейки X века из Старой Ладоги, опубликованную тут: http://chernov-trezin.narod.ru/ZS_2.htm. Напомним историку архитектуры, что примеры употребления фута в 3,09 см в постройках эллинистической эпохи приводит М. И. Максимова (Эллинистическая техника / Сб. стат. под ред. акад. И.И. Толстого. Изд-во АН СССР, М., Л., 1948). Отмечая, что в различных греческих государствах фут имел неодинаковую длину и «большинство основных измерений храма Афины Паллады в Приене (IV в. до н. э.) делится почти без остатка на величину аттического фута, равную 0,295 м» (с. 60), автор приводит десятки размеров, которые могут быть получены лишь при помощи олимпийского фута: «Размеры кирпичей у греков, по словам Витрувия, были следующие: квадратные кирпичи, равные 4 пядям, т. е. одному греческому футу (0.309 м), и квадратные кирпичи в 5 пядей, т. е. 1 1/4 фута (0,386 м). Кроме того, применялись и половинчатые кирпичи» (с. 45). Здесь стоит сделать оговорку, ведь в переводе Ф. А. Петровского текст Витрувия звучит так: «Кирпич бывает трех сортов: один, называемый по-гречески лидийским, – это применяемый у нас, длиною в полтора фута, шириною в фут. Из остальных двух сортов строятся здания у греков. Один из них называется πενταδωρον, другой τετραδωρον. Δωρον же греки называют пядь, потому что δωρον по-гречески значит даяние, а его всегда несут в пяди руки. Таким образом, кирпич пяти пядей в квадрате называется пентадорон, а четырехпядевый – тетрадорон, и общественные здания строятся из пентадорона, а частные – из тетрадорона» (Витрувий. Кн. II. Гл. 3; 3) . Речь тут, конечно, не о «пяди» (не о четверти аршина, и не о расстоянии между оттопыренными большим и указательным пальцем), а о длани (ширине ладони, «пальме»). Если древнеегипетская пальма равнялась 0,075 м (это 1/7 царского и 1/6 простого локтя), то греческая пальма (длань) в четверть олимпийского фута должна быть 0,077 м. Далее Максимова пишет: «Кирпичи, обнаруженные при раскопках городских стен в Элевсине, несколько отличаются от этих размеров. Они равны 0,45 × 0,45 × 0,10 м. Одна строительная надпись из Элевсина (вторая половина IV в.) предписывает употреблять кирпичи длиною в 0,492 м. Размеры кирпичей, из которых сложена была найденная в Херсонесе печь эллинистической эпохи, были: 0,55 м длины, 0,10 м толщины и от 0,13 до 0,19 м ширины. Из этих примеров видно, что, вопреки свидетельству Витрувия, стандартных размеров на кирпичи у греков не было и что размеры и форма кирпичей не были постоянны». Увы, приведенные размеры говорят о том, что для Витрувия 0,45 м – это, скорее всего, и есть «четырехпядевый тетрадорон» (4 раза по 0,1125 м), а 0,55 м – пентадорон из пяти «пядей» (5 раз по 0,11 м). И тогда олимпийский фут тут ни при чем. Парижский инженер Огюст Шуази в главе «Пропорции, перспектива и живописность в греческом искусстве» своей «История архитектуры» указывает, что «в Афинах крепостная стена отличалась более простой, но, может быть, и более совершенной структурой: кирпичная стена, покоившаяся на каменном основании в 11 футов толщины» (имеются в виду греческие «олимпийские» футы). Вот и М. И. Максимова пишет следующее: «…ограничимся описанием конструкции односкатной крыши, на примере крыши галереи на городских стенах Афин, восстановление которой дано американским археологом Каскей (Caskey) на основании строительной надписи 306 г. до н. э. Общая ширина галереи на Афинских стенах равнялась шести греческим футам, т. е. 1,85 м. <…> На расстоянии 0,62 м в стене были проделаны окна, ширина которых также равнялась 0,62 м. Перемычки под окнами состояли из двух рядов деревянных планок, которые поддерживались вертикальными брусками, образующими косяки окон. На внутренней стороне галереи помещались на расстоянии 1,85 м один от другого столбы из саманных кирпичей шириной в 0,31 м. Таким образом, столбы приходились против каждого второго простенка внешней стены галереи. Столбы эти имели высоту 2,47 м <…> Внешние края стропил и лежащие на лих брусья были прикрыты снаружи терракотовыми плитами, прибитыми к стропилам железными гвоздями. Общий наклон крыши равнялся примерно 0,309 м на 1,85 м ширины крыши» (с. 96–97). Здесь каждый из восьми вышеприведенных размеров – свидетельство использования олимпийского фута. Однако это всего лишь реконструкция, и потому вопрос об олимпийском футе по-прежнему следует считать открытым. Куда убедительней другие примеры М. И. Максимовой: Пилястры, составляющие основание арки ворот городского рынка Приены середины II в. до н. э. имеют высоту в 3,09 м, то есть десять олимпийских футов, а высота клинообразных камней известняка и их толщина в нижней части, из которых слагается арка – 0, 61 м, т. е. 2 оф (с. 82). Ширина плинты (нижняя часть цоколя, подошва стены) в арсенале Пирея 0,92 м (3 оф), а высота ее 0.46 м, т. е. 1,5 оф (с. 90). А теперь перелистаем последнюю работу патриарха современной архитектурной метрологии Кирилла Николаевича Афанасьева (1909–1992), которому столь неудачно пытался в юности следовать когда-то А. В. Радзюкевич, и сделаем несколько выписок . Цитирую по http://www.rusarch.ru/afanasiev2.htm Стилобат Парфенона, измеренный по верхней кромке, имеет меньшие стороны (восточного и западного фасадов), равные по обмеру 30,89 м, что равно ста греческим олимпийским футам (1 греческий фут = 308.28 мм; 308,28 мм х 100 = 30 м 83 см)(11). Несомненно, что именно этот размер следует признать исходным для последующего построения всех соразмерностей формы храма. Об этом свидетельствует, прежде всего "круглое" число футов (100) … Малый дорический ордер Пропилей имеет высоту, равную 7,70 м (или 25 греч. футам). … Эрехтейон. Если южную стену храма по длине разделить на равные четыре части, то мы получим продольный размер портика Кариатид. (по обмеру также 5,58 м). Но это 18 оф = 5,557 м. … Высота Эрехтейон а, а также ордера восточного портика в сумме с меньшей долей золотого сечения от его высоты приравнена ширине портика (или всего храма): по обмеру – 8,02 м. Но это 26 оф = 8,026 м. … Антаблемент приравнен половине малого отрезка золотого сечения всей высоты ордера: по обмеру то же – 1,53 м. Но это 5 оф = 1,544 м. … Диаметр колонны под капителью равен архитраву – 0,63 м (по обмеру также 0,63 м). Но это 2 оф = 0,617 м. … Более того, быть может, следует г. ф. измерять Парфеноном, а не наоборот. Во всяком случае, несомненно, что именно 100 г. ф. явились исходным для последующих построений в соответствии с трактатом Витрувия… … Пантеон. Грандиозный купольный храм с обширным портиком хорошо сохранился до наших дней. Он расположен на небольшой площади современного Рима, затесненной улочками и переулками. Жилые дома, измельченные множеством окон и промежуточных карнизиков, контрастируют с крупными архитектурными формами Пантеона. Кажется, что храм сооружен для высших целей и не имеет отношения к повседневным заботам человека. Окон у храма нет, освещается он круглым отверстием, обращенным в небо, расположившимся в центре купола. Однако интерьер храма не следует сравнивать с каким-то гротом или пещерой. Совсем нет, отверстие вверху как бы сближает его с небосводом, придает ему "космический характер". Большой глубокий 16-колонный портик отчуждает храм от окружающего его пространства и в то же время служит промежуточным звеном между интерьером храма и внешним миром. Идея произведения – замысел зодчего, архитектурно-образный строй храма заключается в его куполе, имеющем диаметр, равный 43,2 м (140 оф = 43,219 м) <…> Ширина портика Пантеона, измеренная изнутри, т.е. без учета толщины колонн, равна тем же 100 г. ф. Портик выступает за пределы ротонды так, что в его пределах вписывается квадрат, равный квадрату, определившему размер ротонды и смежный с ним, и также имеющий сторону, равную 100 г. ф. Любопытно, что диаметр ротонды плюс глубина портика оказываются равными по длине Парфенону. <…> Высота Пантеона до верхнего карниза приравнена 100 г. ф. Портик по ширине соотносится с диаметром как 3 : 5. <…> Наличие установившихся традиций в сооружении купольных зданий может быть наглядно подтверждено, например, сравнением Пантеона с купольным залом в термах около Бай, сооруженным еще во 2-ой половине I в. до н. э., т.е. за два столетия до Пантеона. Тот зал освещался так же как Пантеон, через отверстие в зените купола. Его диаметр был ровно в два раза меньше купола Пантеона и равен 21,55 м, следовательно, сторона вписанного квадрата была равна 50 г. ф. … Базилика Максенция. Ширина базилики изнутри равна 200 г. ф., при ширине каждого поперечного нефа 100 г. ф. Именно этот размер является исходным размером построения архитектурной формы базилики. Соотношение ширины базилики и ее длины в интерьере равно отношению стороны квадрата и его диагонали. Эти соотношения в сопоставлении друг с другом определяют толщину опорных пилонов. … Храм Софии в Константинополе. настоящее время купол имеет диаметр, равный в направлении восток - запад 31,24 м и в направлении север - юг – 33,04 м. Обмеры разрезов храма Св. Софии фиксируют значительные отклонения стен от вертикали. Первоначальный купол, упавший во время землетрясения, был выполнен как продолжение сферической поверхности парусов и таким образом был менее чем полусферой и более плоским, чем купол, сооруженный позднее. Мы же должны, устанавливая диаметр первоначального купола, приравнять его стороне подкупольного квадрата, измеренного по основанию стен. Стороны подкупольного квадрата по вышеупомянутому обмеру равны удивительно точно 30,8 м. <…> Любопытно проследить, что если диаметр купола храма Св. Софии равен 100 г. ф. (30,8 м), то купол храма Сергия и Вакха, а также храма св. Ирины, приравнены 50 г. ф. Среди византийских храмов можно встретить примеры такого размера диаметра главного купола, который выражен в округлом числе того же г. ф. Например, диаметр купола ц. Св. Андрея в Суде VI в. (Коджа Мустафа-паша Джами) равен 20 г. ф. (6,16 м), диаметр купола ц. Петра и Марка IX в. (Аттик Джами) – 15 г. ф. (4,6 м), диаметр купола церкви Марии Панохранты монастыря Липса X в. (Фенари-Исса) – 12 г. ф. (3,7 м), ц. Спасителя Пантепойта XI в. (Эски Имарет Меджиди) – 15 г. ф. (4,6 м), ц. Св. Иоанна в Труле XII в. (Ахмет паша Меджиди) – 12 г. ф. (3,7 м) и т. п. … Храм Св. Софии в Киеве. В строгом соответствии с рекомендациями Витрувия, мы начинаем с первичного размера, заданного заказчиком или установленного зодчим. Этим размером был диаметр купола или сторона подкупольного квадрата Софии Киевской — 7,70 м, или 25 г. ф. <…> Необходимо отметить, что ширина, а равно и длина храма, измеренная без галерей, но с наружными пилястрами, равна 100 г. ф. Ширина галерей, окружающих храм, определяется тем же приемом, что и ширина малых нефов. В итоге, изнутри длина храма с галереей относится к его ширине так же с галереями, как высота в равностороннем треугольнике относится к его стороне. Храм Св. Софии в Новгороде. Перекрытие второго яруса многоцентровой полуаркой большого пролета (6,16 м; 20 оф – 6,174 м). <…> Подкупольный квадрат, имеющий сторону, равной диаметру купола, является "началом" последующих построений и приравнен 20 г. ф., или 6,16 м. Восточная сторона подкупольного квадрата равна 6,28 м, южная – 6,23, западная – 6,24 и северная – 6,19 м. Неувязка невелика, но все же отражается на последующих построениях. Диаметры купола и барабана главы равны 6,10 - 6,16 м. <…> Высота храма с некоторым приближением, обусловленным неувязками в построении, равна его длине. Высота храма равна 100 г. ф. ВЫВОДЫ К. Н. АФАНАСЬЕВА: Мы, анализируя пропорции сооружений исторического прошлого, как бы наблюдаем за действиями зодчего. Он не прибегает к измерению частей здания, а он строит их на основе простых законов соразмерности; он в принципе прибегает к мерам длины лишь однажды, определяя исходный размер для последующей цепочки соразмерностей. Во всем этом мы имели возможность убедиться. Этот размер определялся "по образцу", примеру ранее сооруженных зданий и выражался округлым значением мер длины. Мы встретились со 100-футовым размером Парфенона; через шесть веков (!) тот же 100-футовый размер применен строителями Пантеона Рима; еще через два века в том же Риме сооружается базилика Максенция и ее размер определяется теми же ста футами; еще через два века купол Софии Константинопольской оказывается равным тем же 100 г. ф.; София в Салониках имеет размер, равный 100 г. ф.; София Киевская и София Новгородская, так же как София в Салониках, имеют 100-футовые размеры. Те же 100 футов встречаются еще и еще во многих случаях. Б. М. Полевой в труде "Искусство Греции "(М., “Искусство”, в 3-х томах, 1970-75.) вслед за нами приводит много примеров использования в греческой архитектуре все того же "сакраментального", как он называет, размера в 100 греческих футов. Мы накопили много примеров использования этого размера. Факт распространения этой меры – ста греческих футов – во времени от Парфенона V в. до н. э. до Киевской Руси XI-XII веков н. э. и на территории от Рима до Новгорода свидетельствует о своеобразной градостроительной дисциплине, единой шкале масштабности и устойчивости меры длины. МОИ ВЫВОДЫ: Если исследователь (не Афанасьев) способен за неделю несколько раз поменять свою точку зрения на противоположную, дискуссия с ним бесполезна. С таким же успехом можно полемизировать с флюгером. 15.05.2009, : Ура, Чернов научился писать более хладнокровно и даже без особых литературных излишеств. Это радует. Теперь, по существу его критики моей «антикритики». 1. Памятник №3 - Рождественский собор в Суздале. Еще раз повторюсь, что этот памятник претерпел большие перестройки (сходите в библиотеку - посмотрите образцовую научную работу Н.Н.Воронина). Поэтому эти размеры весьма приблизительны. Данные по этому памятнику — самые «размытые» из всех остальных. Я предполагаю (ПРЕДПОЛАГАЮ, А НЕ УТВЕРЖДАЮ), что центральный неф равен 21 футу по 0,314м при этом, боковые нефу равны 10 таким футам с ошибкой в 10 сантиметров. Да, я согласен, это весьма большое приближение. Других версий у меня нет. Если кто-то найдет лучше — ради Бога. И еще один момент. Чернов все меряет своим «олимпийским» футом, равным 0,3087м, взятым им из ширины стилобата Парфенона. Полагаю, что размер фута мог колебаться в некоторых пределах. У меня сейчас нет под рукой моих материалов по Древней Руси. Сошлюсь на материалы самого Чернова. Он ссылается на фрагмент «волшебной палочки», найденной археологом Петренко — http://www.chernov-trezin.narod.ru/chudesa3.htm. На ней нанесены три деления 25,8мм, 25,8мм и 26,2мм. По предположению Чернова, эти величины составляю 1/12 того самого фута. В этом случае тот самый фут должен быть равен 0,3096м либо 0,3144м. Но Чернов, тем не менее без всяких объяснений «уменьшает» фактические данные до 25,7мм только лишь для того, чтобы подогнать их под величину «олимпийского???» фута. 2. Памятник №11 — храм Покрова на Нерли. Опять двадцать пять. Я предполагаю, что в нем могли использоваться не только локти, но и футы. Если мерить его в футах, то погрешность получается равной 7 мм (см. предыдущее послание). 3. По Спасу в Переяславле-Залесском вполне могу согласиться с Черновым. Вполне возможно, что центральный неф был приравен 16 футам, а боковые — 12. Вполне возможно. Любопытно, что в Софии киевской размер боковых нефов также равны 3,7 м (обмеры мои собственные). А центральный неф равен 7,7м, что можно приравнять 25 таким футам. Эту работу следует продолжить. Но уже без меня. 14.05.2009, Андрей Чернов : Ответ А. В. Радзюкевича – отмазка в расчете на то, что никто не станет перепроверять. Итак, еще раз:
№ 3; Центральный неф 6,6 м – 14 локтей; боковые по 4,5 м – 10 локтей. (мера колеблется от 0,471 до 0,45 м по одной линии в одной постройке). Разница на одном (!) локте в одной постройке по одной линии в те же – в 2,1 см. А на 14 локтей ошибка будет в 29,4 см. Ну а если в футах, как предложил Радзюкевич после нашей критики? 6,6 м : 0,3087 м = 21,38 ф 4,5 м : 0,3087 м = 14,58 ф Да и общий размер в 15,6 м дает 50,53 фута. То есть опять нам предлагается метрологическая туфта… № 11; Центральный 3,1 м – 7 локтей; боковые по 2,55 м – 5,5 локтей. (0,443 и 0,464 м по одной линии в одной постройке) Разница на одном (!) локте в 2,1 см. А на 7 локтей ошибка будет в 14,7 см. Это и означает, что исследовать ничего не исследует, он занят подгонкой под ответ. Совсем иной случай – № 4. Церковь Спаса в Переяславле-Залесском. Центральный неф: 4,9 м (по Радзюкевичу 10,5 локтей); боковые: 3,7 м – (по Радзюкевичу 8 локтей). Зачем тут локти, когда 12 ф и дают 3,704 м? Целиком внутренний размер с севера на юг 12,3 м = 39,84 ф. Но 40 ф = 12,348 м То есть боковые нефы по 12 ф, а центральный 16 ф = 4,94 м И расхождение – неполные 5 см (в пределах округления). Увы, мы имеем дело даже не с метрологической, а с арифметической безграмотностью А. В. Радзюкевича. 12.05.2009, Радзюкевич : Я рад, что наконец-то впервые за 20 лет хоть кто-то внимательно изучил эту мою давнюю аспирантскую работу про которую я уже забыл. Если не обращать внимания на «литературные перлы» Чернова, то по найденным им «ошибкам» в конкретных памятниках, по существу могу ответить следующее. 1. обмерные данные не так «идеальны» как в Греции, поэтому размеры даны в округлении к пяти сантиметрам. 2. Памятники № 4, 6, 12, 13 и 14 имеют погрешности не выходящие за принятые округления. Например по памятнику № 13 Чернов считает что разность величин локтей 0,462 и 0,463 это недопустимая ошибка. Если же перевести на конкретные размеры, то получим 4,85/10,5 х 8 = 3,695м , что отличается от фактического размера (3,7м) всего на 5мм. Для Древней Руси это идеальная точность. Самая большая погрешность есть в памятнике № 12 — 5 сантиметров. Однако, надо не забывать в каком состоянии сохранился до наших дней собор Рождественского монастыря во Владимире до наших дней. 3. Разницу в величинах мер (футов и локтей) в разных памятниках считаю вполне допустимой. Даже если обратиться к Акрополю, то в Пропилеях использовался локоть 0,498м, а в стоящем рядом Эрехтейоне — 0,492м. 4. В памятнике №3 (подвергшемся нескольким перестройкам) соотношение 6,6м к 4,5м близко к полуторному соотношению, поэтому считаю логичным интерпретировать эти размеры как 21 и 14 футов (см.таблицу). По памятнику №11 (храм Покрова на Нерли) если использовать футы то получим 3,1/10 х 8,25 = 2,557м , что отличается от фактического размера (2,55м) всего на 7 мм. Следовательно я не считаю замечания Чернова особо разрушительными для моей гипотезы. Разумеется, было бы хорошо организовать экспедицию, получить доступ к проведению детальных обмеров данных памятников и проанализировать еще раз этот материал, поскольку я не считаю его идеальным. Как смог, так и сделал. Проживая в Сибири весьма сложно собирать материал по памятникам за Уралом, на крайнем Западе РФ. Кстати, не знаю ни одного москвича или питерца, которые бы занялись изучением, например, архитектуры Бурятии... Сейчас, к сожалению, у меня уже другие научные интересы. Это была гипотеза — попытка объяснить размеры памятников. Только и всего. Попытка приписать мне желание «обвести кого-то вокруг пальца» - плод эмоционального «литературного» воображения. Науку нужно делать с холодной головой. Эмоции нужны для написания литературно-развлекательных приключенческих книжек.
11.05.2009, : КАЗУС РАФАЭЛЯ ДЕ ВАЛАНТЕНА
(О статье А. В. Радзюкевича «Особенности построения храмов Владимиро-Суздальской Руси методом “по образцу”». Вместо эпигафа: "Здесь были, наконец, два-три ученых, созданных для того, чтобы разбавлять атмосферу беседы азотом…" Оноре де Бальзак. "Шагреневая кожа". Через пять лет возвращаюсь к обсуждению статьи. К сожалению, только сейчас дошли руки для перепроверки, казалось бы, очевидного. К великому моему сожалению, «образец», выбранный два десятилетия назад новосибирским историком архитектуры для интерпретации храмовой метрологии Северо-Восточной Руси, в десяти случаях из четырнадцати оказался шагреневой морщухой. (По Далю морщуха – тисненая кожа в прыщах или моршинках, шагрень). Ограничусь анализом таблицы 1 этой публикации, поскольку таблица 2 («Иерархия храмов по размерам нефов») не содержит дополнительной информации по домонгольским памятникам региона. Заложенный в 1475 году Успенский собор московского кремля в этом контексте интереса не представляет; к тому три его нефа по 8,6 м в сумме дают не 84, а в 83,58 футов, что говорит или о некорректности метрологической интерпретации, или о неточности обмера. Без сомнения, футом, но с непременной кратностью по 7, то есть так называемой большой саженью (СБ) размерены № 1 и № 2 (в обоих по 70 ф = 10 СБ), № 10 (63 фута = 9 СБ). Это безусловно корректные метрологические интерпретации. Вероятна разбивка по футам (но не по СБ) церкви Покрова на Нерли. Однако в прочих случаях А. В. Радзюкевич вводит «локоть», дина которого колеблется от 0,443 до 0,471 м (см). Следовательно, это или некая сажень в 1,772–1,884 м (но тогда или обмеры сделаны крайне неаккуратно и им просто нельзя верить), или перед нами локти разных саженей. Столь резиновый «локоть» нужен исследователю для того, чтобы таблица выглядела убедительный. Этот поистине «всемерный» локоть используется метрологом даже не как разменная, а как вообще ничего не стоящая монета (вроде копейки в нынешнем 2009 году). Убедимся в этом: № 4 и № 6; 4,9 м – 10,5 локтей; 3,7 м – 8 локтей. (0,467 и 0,463 м по одной линии в одной постройке) № 12; 4,95 м – 10,5 локтей; 3,95 м – 8,5 локтей. (0,471 и 0,465 м по одной линии в одной постройке) № 13; 4,85 м – 10,5 локтей; 3,7 м – 8 локтей. (0,462 и 0,463 м по одной линии в одной постройке) № 14; 4,75 м – 10,5 локтей; 3,9 м – 8,5 локтей. (0,452 и 0,459 м по одной линии в одной постройке!) В одной постройке при измерении по одной линии локоть, пересекая средний неф, может вырастать более чем на 2 см (а ведь локтей по Радзюкевичу в одном нефе от 5,5 до 10,5), а потом вновь чудесным образом скукоживаться (совсем, как шагреневая кожа из бальзаковского романа): № 3; 6,6 м – 14 локтей; 4,5 м – 10 локтей. (0,471 и 0,45 м по одной линии в одной постройке!!) № 11; 3,1 м – 7 локтей; 2,55 м – 5,5 локтей. (0,442 и 0,464 м по одной линии в одной постройке!!!) Это значит, что средний неф всякий раз измеряется так, как это в данном случае надо интерпретатору, и в десяти из четырнадцати рассмотренных им случаев и локоть вовсе ни при чем, и суммарный размер определяет отнюдь не фут. Таким образом, работа А. В. Радзюкевича на 70% представляет из себя метрологическую подгонку под желаемый ответ (по сути – фальсификацию, пусть даже и невольную). Приведем нашу реконструкцию саженной системы и посмотрим, способна ли она объяснить ширину трех нефов этих четырнадцати примеров новосибирского метролога: СИСТЕМУ ДРЕВНЕРУССКИХ САЖЕНЕЙ XII ВЕКА СМ. НА ЭТОЙ ЖЕ СТРАНИЦЕ НИЖЕ, В МОЕМ ПОСТЕ ПЯТИЛЕТНЕЙ ДАВНОСТИ (реконструкция Ирины Воиновой и Андрея Чернова) Оказывается, полный размер ширины трех нефов (то есть внутреннего помещения храма, измеренного с севера на юг) целочисленно укладывается в набор наиболее популярных древнерусских саженей. (Заметим, что в таблице все размеры округлены до сантиметра, и потому только ошибка от тройного округления в конечном счете может достигать 1,4 см.) №№ 4 и 6 – 7 МХ (откл. 2 см); №№ 5, 7, 9 – 6 МХ (откл. 1–4 см); № 8 – 10 ПЯ (окл. 2 см); № 13 – 8 ПЯ (откл. 2,6 см); № 12 – 9 ТК (откл. 3 см). Увы, данный казус от казуса бальзаковского Рафаэля де Валантена отличает только одно: в романе шагреневая кожа неуклонно сжималась, а в обсуждаемом случае она тянется и так, и эдак, и по-всякому. 26.09.2004, : Саша, мне сложно ответить на все Ваши вопросы. Не думаю, что высота храма Успения Богородицы равнялась 50 поясам Шимона. Это составляет огромную для того периода высоту в 54 метра. В приведенной библиографии есь работа Холостенко Н.В. Ее хорошо было бы посмотреть. Уложились ли строители в три года - не могу судить. Этот вопрос нужно задавать более знающим специалистам. Я себя к особо знающим не отношу.
С уважением, Радзюкевич Андрей Владиславович 19.09.2004, Саша : Не думаю, чтобы в 11-12 вв строители оперировали именно Системой. Боюсь, что до такого термина они просто не додумались. Тем не менее, какие-никакие унифицированные меры для нужд строительства должны были существовать.
Но у меня к Вам, простите не знаю имени-отчества, вопрос практического характера: соответствовала ли высота храма Успения Богородицы 50 поясам Шимона? Это я вот в связи с чем: Десятинная церковь была выстроена константинопольскими мастерами, ее высота составляла - 28 м. Затем - Софийский собор, высота 29 м. Дальше на протяжении около 100 лет в Киеве были созданы не менее 12 монастырей (в каждом - как минимум одна церковь). Строительство велось силами отечественных подрядчиков. И вдруг один из самых молодых (Печерский монастырь существовал около 20 лет), к тому же прославившийся нестяжательством и сромным образом жизни насельников, монастырь затевает грандиозное строительство: высота нового храма должна была в полтора раза превышать великокняжеские постройки. Для этого дела вновь пригласили константинопольцев. Согласно "Патерику" стройку закончили за три года, но освятили храм только через 15 лет. Как вы думаете, уложились ли строители в три года при столь сложном задании и выполнили ли они наказ Богородицы по поводу высоты в 50 поясов? 18.09.2004, Радзюкевич : Саша. Вы видите разницу между саженью и СИСТЕМОЙ саженей? 13.09.2004, Саша : Простите, что вмешиваюсь в мужской разговор, но то, что система саженей существовала в двенадцатом веке, подтверждает надпись на Тмутараканском камне: "В лето 1068 Глеб князь мерил море по леду от Тмутороканя до Кърчева 10000 и 4000 СЯЖЕНЬ". 13.09.2004, : Уважаемый Андрей Юрьевич!
Подобная гипотеза была в свое время выдвинута Алексеем Алексеевичем Пилецким, с которым мне привелость немного вместе поработать в реставрационной мастерской в Москве. Поскольку Алексей Алексеевич уже не может ответить на этот вопрос, задаю его Вам - на основании каких документов Вы утверждаете, что в 12 веке была система саженей? Кроме того, я полагаю, что фут, равный примерно 0,31 м следует считать византийским (Шильбах), а не греческим (Динсмур, Коултон). Если Вы полагаете, что греческий фут следует выводить из ширины Парфенона, то Вы ошибаетесь. В любом случае, я был бы рад ознакомиться с Вашей работой более подробно. Если Вам не трудно, пришлите мне текст на адрес cdp@ngaha.ru. В свою очередь буду рад отправить Вам електронную версию моей диссертации. Радзюкевич А. 10.09.2004, Саша : Андрей Юрьевич, не могли бы вы подробнее рассказать о тмутараканской сажени? 10.09.2004, Андрей Чернов : Статья остроумная, но, на мой взгляд, с большой ошибкой. Сажени родились из греческого фута, но к нему не сводятся. Число греческих футов в приведенных примерах почти во всех случаях кратно семи. А это одна большая сажень (2,16). Она, собственно, так и возникла, о чем и говорит поговорка "семь раз отмерь, один отрежь" (то есть отложи 7 раз греческий фут и получи "рост с рукой"). Однако о одном случае автору приходится ввести дополнительную единицу (см. ц-вь Спаса в Галиче и др.) и ширина храма равна 12,32 м. Но это 7 маховых саженей по 1,76 м.
Приведу свою реконструкцию саженной системы о которой автор, видимо, не знает (публикация в соавторстве с И.Л.Воиновой была в одном из питерских сборников памяти археолога Анны Мачинской): Речь о трех саженных квадратах, у каждого из которых есть сторона, диагональ и диагональ полуквадрата. (так что есть три прямых и два раза по три косых сажени). Система выведена из метрологии староладожских храмов. СИСТЕМА САЖЕНЕЙ XII в. КсВ — косая великая сажень – 2,489 м СБ — сажень большая – 2,161 м КН — косая новгородская – 2,013 м СЧ — сажень без чети – 1,967 м МХ — маховая или мерная – 1,76 м РС — ростовая – 1,708 м ТС — темная – 1,592 м ПЯ — простая – 1,528 м ТК — тмутороканская, она же малая – 1,424 м С уважением Андрей Юрьевич Чернов. P.S. Если интересно, могу прислать более развернутый текст. 15.07.2004, любопытная : Статья заинтересовала, вот даже в дебри интернета полезла, за подробностями (см ниже). Вообще, была почти во всех Владимиро-Суздальских храмах и ничего себе не подозревала о поясе Шимона. :) Спасибо за интересный исторический экскурс( жаль, что дилетант в архитектуре , а то бы выудила что-нибудь ценное из статьи) :))) |
|
www.SibDESIGN.ru
архитектура
дизайн интерьеров
проектирование
дизайн интерьер в новосибирске
|
|
|
|
|
|