Инвестиции в чистый воздух
5 инюня - Всемирный день охраны окружающей среды - это повод еще раз задуматься о взаимоотношениях человечества с природой, подвести промежуточные итоги различных экологических программ и оценить перспективы дальнейших действий.
На сегодняшний день ситуацию, связанную с решением экологических проблем, можно считать обнадеживающей. В законодательства многих стран мира уже включены требования по соблюдению норм экобезопасности и по повышению экологических показателей. За сохранение окружающей среды перестали бороться, а начали планомерно работать, воплощая в жизнь проекты и программы по энерго-, ресурсо-, водосбережению, переработке и утилизации отходов. В настоящий момент тенденция достаточно сильна. Это позволяет надеяться, что мы избежим катастрофических последствий стремительного технического прогресса и собственного недопонимания важности проблемы.
Мир пришел к осознанию того, что пора, по меньшей мере, начать компенсировать тот вред, который был нанесен природе в течение последних ста лет безудержным ростом промышленного производства. Ни для кого не секрет, что из всех сфер деятельности человека именно промышленное производство наносит огромный урон окружающей среде. Поэтому наибольшие усилия сейчас направлены в область сведения к минимуму пагубного воздействия промышленности на окружающую среду, к сохранению экологического баланса.
Наиболее развитая в техническом отношении Западная Европа первой столкнулась с серьезными последствиями разрушения природных экосистем и загрязнения окружающей среды. Поэтому начало позитивному процессу перехода к экологически безопасным технологиям было положено в первую очередь на западных промышленных предприятиях, и, по мере принятия соответствующих законов, охватывает все больше стран мира.
Во всем цивилизованном мире забота производителя об окружающей среде давно стала правилом хорошего тона. С каждым годом увеличивается количество компаний, экологическая политика которых становится одной из основных частей корпоративной стратегии. К тому же вложения в экологию автоматически повышают рыночную стоимость компании, ее инвестиционную привлекательность.
На данный момент четко определилось несколько наиболее эффективных направлений для инвестиций в экологию.
Во-первых, это перевод производств на экологически чистые и ресурсосберегающие технологии.
Вклад в сохранение окружающей среды может проявляться в использовании энерго- и водосберегающих технологий и оборудования. Ведущие предприятия вводят системы рециркуляции воды, используемой в технологических целях, что одновременно способствует экономии водных ресурсов и предупреждает выбросы вредных веществ в водоемы.
Например, на заводах концерна ROCKWOOL, вода, используемая для охлаждения, затем используется для отопления зданий и рециркулирует в технологическую зону для повторного использования. В результате существенно сокращается потребление энергии и водных ресурсов.
Кроме того, предприятие, благодаря грамотному сочетанию эффективной теплоизоляции и высокотехнологичных систем контроля и регулирования, может экономить энергоресурсы и за счет этого сокращать выбросы СО2.
Во-вторых, в научных лабораториях при крупных промышленных производствах постоянно ведется поиск новых технологий и материалов, которые могли бы заменить вредные химические соединения, либо способствовать сохранению природных ресурсов.
В-третьих, средства идут на разработку и использование технологий по утилизации и переработке отходов. На сегодняшний день это направление - один из основополагающих моментов общемировой экологической политики. Решение проблемы обеспечит сохранность ресурсов и уменьшение отходов на промышленных свалках и захоронениях.
Так, с точки зрения энергоэффективности зачастую выгоднее использовать именно вторичное сырье, так как в этом случае энергозатраты при производстве снижаются на 50-80%. К примеру, предприятия по производству минераловатной теплоизоляции могут использовать остаточные продукты других производств, то есть, перерабатывать промышленные отходы в высокоэффективную теплоизоляцию. И это не беспочвенные проекты…. Экологическая программа ЕС «Жизнь» поддержала инициативу группы компаний ROCKWOOL в решении проблемы промышленных отходов.
На данный момент заводы концерна во всем мире, в том числе и в России, перерабатывают таким образом 200 000 тонн промышленных отходов в год в ценное сырье.
Подобное индустриальное сотрудничество приносит пользу одновременно и окружающей среде, и промышленным партнерам, и экономике компаний.
В-четвертых, компании часто вкладывают деньги в экологические программы, которые помогают решать проблемы, напрямую не связанные с деятельностью предприятия. Например, группа «Фольксваген» инвестирует средства не только в очистку воздуха, но и в проекты защиты водоемов от загрязнения.
Своим существованием и процветанием такие компании лишний раз доказывают, что инвестиции в экологию приносят прибыль прежде всего инвестору. По мнению Дэвида Брекстоуна, специалиста по проблемам экологии Гарвардской школы бизнеса, регулярность проводимых экологических мероприятий может считаться одним из критериев зрелости бизнеса.
Наконец настают времена, когда описанные позитивные тенденции в сфере защиты окружающей среды стали развиваться и в российской промышленности. Компании начали вкладывать деньги в охрану природы, появились долгосрочные экономические программы.
Например, для Новолипецкого металлургического комбината, Сясьского целлюлозно-бумажного комбината, ОАО «Северсталь» и ряда других предприятий экологические программы - часть бизнес-стратегии и серьезная статья расходов. С каждым годом увеличивает затраты на экологические программы «Лукойл-Пермь». Наращивает инвестиции в экологию и компания «Уралкалий», ведя постоянный поиск и, внедряя технологии, позволяющие минимизировать воздействие производства на окружающую среду. В рамках экологических мероприятий химические предприятия города Стерлитамака проводят большую природоохранную работу: реконструируют действующие производства, внедряют прогрессивные технологии, что улучшает состояние окружающей среды. Многие российские компании уже прошли процедуру экологического аудита по международной программе ISO.
Перечисленные факты свидетельствуют, что и в России, наконец, не просто озаботились проблемой сохранения нормальных условий для существования, а начали действовать.
Кстати, действовать в этом направлении могут не только промышленные предприятия, но и каждый человек, которому небезразлично будущее своих детей. Помощь в сохранении окружающей среды со стороны рядовых граждан может принимать различные формы - это и пожертвования фондам и экологическим организациям, и стремление сохранять в чистоте свою «личную» среду обитания - двор, улицу, город.
Почему-то зачастую мы не учитываем тот факт, что являемся огромной армией тех, ради кого собственно и работает вся мировая промышленность. Мы - потребители товаров. Наши предпочтения и желания каждый год изучаются и фиксируются в миллионах маркетинговых планов. То есть, в известной степени, потребитель несет ответственность за экологическое благополучие планеты.
Так почему бы нам не захотеть жить только в экологически чистых домах, ездить на экологически безопасных машинах, употреблять только экологически чистую пищу? Ведь известно, что спрос рождает предложение. Если мы будем все чаще и чаще останавливать свой выбор на экологически чистых продуктах и отдавать предпочтение компаниям с «зеленой» репутацией, то производителям, чтобы не терпеть убытки, придется удовлетворять наши запросы. Таким образом мы сможем участвовать в развитии экологичных технологий в отечественной промышленности и влиять на экологическую ситуацию.
Кстати, на Западе, где уже не первое десятилетие развивается такое направление как экокультура, у покупателя на подсознательном уровне присутствует мысль: «Приобретая экологически чистый продукт, я вношу свою лепту в сохранение всего живого на Земле».
Самое главное - понять, что при реализации подобной идеи выигрывает не только природа, но и мы сами, наши дети и внуки. Выбирая и покупая экологически чистые товары, мы тем самым делаем свои, пусть небольшие, инвестиции в экологию, а значит и в наше будущее.
Материал подготовлен Пресс-службой компании ROCKWOOL Russia - ЗАО "Минеральная Вата"
(095) 360 22 35
|