Сибирь в интерьере. Вера Ерахова.
Рынок интерьерного дизайна в Сибири начал формироваться в середине 90-х годов и сегодня развивается очень активно. Парадоксально, но при этом сами дизайнеры практически не известны потенциальным клиентам: региону не хватает специализированных изданий, посвященных именно интерьерам.
Ъ Слово «дизайн» в переводе с английского означает «проектировать, конструировать». Современный дизайн имеет отношение практически ко всем сферам человеческой деятельности, благодаря чему сформировались три направления дизайна: индустриальный (производство, транспорт, бытовые приборы и т.д.), графический - газетно-журнальная и промышленная графика, а также дизайн предметно-пространственной среды, то есть интерьер жилых, общественных и производственных помещений, формирование городской среды. Термин «дизайн» вошел в жизнь россиян в начале 90-х, и поначалу его относили исключительно к графической продукции. Затем появилось представление о дизайне модной одежды, мебели и бытовых приборов. А с началом массового индивидуального строительства в 1999-2000 годах сформировалось и понятие «дизайн интерьера», общественного или частного.
Голливудский масштаб
До конца восьмидесятых архитектурный проект помещения представлял собой внушительную стопку чертежей, вычерченных на кульманах целым штатом чертежников. В начале девяностых в России и в частности, в Новосибирске, появились отдельные дизайнеры, владеющие компьютерной технологией, которая позволяла создать не только чертежи, но и трехмерную «картинку» будущего здания или интерьера. Картинка давала возможность моделировать интерьер будущего помещения, что по тем временам казалось почти чудом. К 1995 году в Новосибирске таких дизайнеров насчитывалось уже 5-10 человек. Они-то и положили начало сибирскому рынку дизайна интерьеров.
Сегодня, по мнению новосибирского архитектора, главного редактора журнала «Проект Сибирь» Александра Ложкина, рынок интерьеров в России непомерно раздут: «Нигде в мире сейчас нет такого большого процента собственных, индивидуальных интерьеров, как в России. То, что у нас сегодня происходит на уровне среднего класса, в Америке, например, происходит на уровне Голливуда - только самые богатые люди на Западе вкладывают свои деньги в интерьеры. Ситуация же в России обусловлена прежде всего состоянием российского рынка недвижимости, который ориентирован исключительно на продажу. Во всем мире 90% жилья и офисов не являются частной собственностью, а сдаются в аренду на разных условиях. И люди, арендуя помещения, не хотят вкладывать в них дополнительные деньги, заказывая свой собственный дизайн. У нас же институт аренды неразвит: и офисы, и квартиры в основном покупаются. Кстати, нигде в мире не продают квартиры так, как у нас, - под самоотделку. Владельцы просто вынуждены вкладывать в свое имущество большие деньги. Как только у нас заработают другие механизмы недвижимости – ипотека, аренда, система кредитования, - количество денег, вкладываемое сейчас в дизайн, резко уменьшится».
Размеры сибирского дизайнерского рынка напрямую связаны с масштабами стройиндустрии. «Строительство в Сибири сегодня идет колоссальное, люди остро нуждаются в частном интерьере. Каждый дизайнер ведет сегодня по несколько проектов одновременно, - рассказала дизайнер, координатор Архитектурного клуба Елена Штурбабина. – Я думаю, что количество потенциальных заказчиков можно оценить как сто тысяч, причем 20% являются заказчиками из регионов. Новосибирцы активно проектируют практически для всех сибирских городов: Омск, Томск, Красноярск, Кемерово, Ханты-Мансийск, другие северные города - оттуда идет очень много заказов. Наверное, там есть и свои дизайнеры, которые тоже неплохо работают. Но скорее всего, вступает в силу принцип «столичности» - и региональный заказчик заказывает проект именно у новосибирцев». «Около ста тысяч – цифра вполне реальная. Если у нас, по некоторым данным, в одном только Новосибирске тысяча долларовых миллионеров», - подтверждает слова госпожи Штурбабиной Александр Ложкин. По оценке архитектора-дизайнера, преподавателя НГАХА и главного редактора электронного журнала www.SibDESIGN.ru Николая Столярова, в год в нашем городе выполняется от 500 до 1000 дизайн-проектов, и с каждым годом их становится все больше и больше. «Сегодня наш рынок насчитывает от 500 до 700 отдельных дизайнеров и дизайн-студий. И каждый год Новосибирская государственная архитектурная художественная академия (НГАХА) добавляет на этот рынок 90 новых дизайнеров, треть из которых становятся именно дизайнерами по интерьеру. Плюс Новосибирский Государственный архитектурно-строительный университет (НГАСУ) и художественно-графический факультет педуниверситета. Обновление рынка происходит постоянно: студенты и выпускники готовы выполнять свои первые заказы за копейки, набирая тем самым необходимый опыт работы. Становясь профессионалами, они поднимают цены. Однако заказчики все равно «размножаются» гораздо быстрее дизайнеров», - считает Николай Столяров.
Цена творчества
Таким образом, сибирский рынок интерьерного дизайна неуклонно растет. Однако его дальнейшее развитие, по оценкам специалистов, не повлечет за собой снижения цен на услуги дизайнеров. Наоборот, можно ожидать их увеличения, поскольку конкуренция способствует формированию в дизайнерской среде трех ценовых групп: минимальной, средней и высокой. Определяющим фактором такого расслоения будет качество. «Во всем мире конкуренция между архитекторами и дизайнерами происходит именно на основе качества, а не цены. В западных стран ценовая конкуренция в сфере архитектуры вообще запрещена законодательством, это одна из немногих сфер, где существуют фиксированные цены», - констатирует Александр Ложкин.
Сегодня нижняя планка стоимости дизайн-проекта в Новосибирске составляет $3 за квадратный метр площади помещения, верхняя - $50-60. Средней и наиболее реальной ценой является $15-30. Для сравнения скажем, что в столице нашей родины средней ценой является $80-100 за квадратный метр. Существенный разброс цен обусловлен в первую очередь профессионализмом дизайнера. «Если у вас просят $3-5 за метр, то это точно студент 4-5 курса НГАХА», - поясняет Николай Столяров. «$10-12 попросит еще не раскрутившийся выпускник НГАХА, а цена от $15 означает, что за ваш проект берется дизайнер или студия, проработавшая на рынке не меньше трех лет. Однако, несмотря на столь большой рынок, дизайнеров, которые делают действительно качественные проекты и которым можно безоговорочно доверять в вопросах дизайна, насчитывается от силы 10-20 человек».
Впрочем, оценить качество проекта может далеко не каждый заказчик. Все новосибирские дизайнеры сходятся в том, что наши заказчики чаще всего не знают, чего хотят, и не могут самостоятельно определить, какой проект действительно стоит денег, а какой является дешевой халтурой. В подавляющем большинстве случаев дизайнеру фактически приходится образовывать и воспитывать своего клиента, объяснять, что ему нравится, а что нет. И лишь очень небольшой процент клиентов действительно понимает, зачем нужен дизайн и за что они должны платить такие деньги. Как правило, это представители какой-то крупной иностранной или московской компании. Редкий бизнесмен, выросший на сибирской земле, понимает, почему должен идти на такие расходы. Портрет среднестатического заказчика дизайна выглядит следующим образом: от 25 до 55 лет, с очень высокими доходами, чаще всего бизнесмены либо люди без определенного рода деятельности. В основном это мужчины, реже женщины – очень часто мужчина выступает в качестве официального заказчика и оплачивает работу, но руководит выбором и контролирует процесс его вторая половина. При этом нельзя сказать, что в нашем городе востребовано больше – дизайн частного дома либо же общественного помещения (ресторан, кафе, офис, бутик и т.д.), количество заказов распределяется примерно 50 на 50.
Как заказчик находит своего дизайнера? Этот вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Хорошие дизайнеры предпочитают не тратить деньги на свою рекламу. Объявления в СМИ подают в основном те, кто еще не обладает достаточным опытом и потому согласен работать с любым заказом и за самые небольшие деньги. Если же заказчик желает получить качественно разработанный интерьер, то найти опытного дизайнера можно только по советам друзей и знакомых, что называется, «из рук в руки». Специализированных полиграфических изданий, которые можно было бы полистать, посмотреть работы дизайнеров и выбрать, в Новосибирске нет. Кое-что можно увидеть в журналах «Современный интерьер», «Проект Сибирь», на сайтах a3d.ru, www.SibDESIGN.ru, но целостного представления о работе наших дизайнеров эти издания не дают. "Безусловно, нам необходимо специализированное издание, которое знакомило бы с проектами, разъясняло потенциальным заказчикам, как выбрать дизайнера, на что смотреть при выборе, как отличить качество от "халявы", - говорит Николай Столяров. Однако средств на осуществление такого проекта у дизайнеров нет. Хотя первые шаги в данном направлении уже предприняты. В 2002 году при редакции журнала «Проект Сибирь» создано первое в Сибири объединение профессиональных архитекторов и дизайнеров – Архитектурный клуб. Одним из направлений деятельности АРХИ-клуба является издание каталога работ его членов, в котором будут представлены также дизайнеры по интерьерам и их работы. Первое издание каталога приурочено к Международной выставке архитектуры и строительства «Стройсиб-2004» на Сибирской Ярмарке.
ВЕРА ЕРАХОВА
Статья, опубликованная в приложении "Дом" к западно- сибирскому выпуску газеты "Коммерсантъ" от 19 февраля 2004 года
|