Когда
мы говорим о ландшафтном освещении, то речь идет о выборе такого
варианта, который бы позволил деликатно обозначить элементы ланд-шафта,
наметить контуры объектов в общем, создать уютную и комфортную среду на
участке. Продуманная система освещения не только даст возможность
любоваться садом после наступле-ния темноты,
но и поможет ориентироваться в нем, осветит ступеньки, переходы через
ручьи, изгибы дорожек, позволит дольше находиться на свежем воздухе, к
тому же отпугнет незваных гостей.
Освещение сада – не только техническая, но и художественная проблема.
Подобранное соответ-ствующим образом, оно
может создать в темное время суток любой настрой. Оно может быть
элегантным, может быть сказочным, может наве-вать
романтические грезы. Именно с помощью ис-кусственного
освещения и некоторых дизайнер-ских приемов
можно придать саду совершенно фантастический облик, «написав» для него
осо-бый ночной сценарий.
Выбор светильников зависит от того, что именно и с какой целью вы
собираетесь освещать. Не стоит решать все поставленные задачи, используя
одно-типные фонари. Для каждого случая
выбирается наиболее подходящий тип светильников. Неэконо-мично
и нецелесообразно освещать всю террито-рию.
Светильники, составляющие функциональ-ную
основу, размещают у парадного входа, гаража, вдоль дорожек и лестниц, в
зонах отдыха, на пло-щадке и барбекю – там,
где освещение необходи-мо как таковое.
Декоративная подсветка исполь-зуется в тех
местах, где есть на что посмотреть – красивые растение, водоем, грот,
беседка. Они не только освещают садовую территорию, но и сами служат
элементами украшения сада.
Одиночные растения подсвечивают снизу. Если у вас один источник света,
приблизьте его макси-мально к стволу дерева. При наличии двух и более
источников подсветку производят, с разных сто-рон,
но так чтобы свет сходился в одном месте. Лучше всего в кроне дерева.
Кустарники подсвечиваются как снаружи, так и из-нутри. Источник света
устанавливается у ствола таким образом, чтобы исходящий от него световой
поток захватил как можно больший объем расте-ния.
Наиболее интересное направление декоратив-ного
освещения сада – подсветка воды. Удачно подсвеченный водоем в ночное
время может стать доминантой сада. Подсветка сверху, над во-дой
нецелесообразна. Большая часть светового потока просто отразится, не
проникнув в толщу. Поэтому подсветку размещают ниже уровня воды.
Светильники, размещенные в водоеме с непод-вижной
гладью воды, придадут ей мягкое мерца-ние,
блики света, пре-ломленные волнами, отра-жаются
на ветках деревьев, на стенах.
Наиболее эффектна подсветка фонтанов и каска-дов.
При подсветке водных объектов уместно цвет-ное
освещение – главное, чтобы сохранилась це-лостность
композиционного замысла. Можно вы-бирать
контрастные цвета или близкие, использо-вать
один цвет в качестве тона, другой как акцент.
Очень интересный эффект создают светящиеся шары, плавающие на
поверхности воды. Пруд с фонтаном можно
снабдить двумя группами по возможности замаскированных светильников: од-ной
для внутреннего пространства пруда, другой – цветной для подсветки
фонтана. Струи воды, сами по себе притягивающие взгляд, при периодически
меняющимися цветами или с цветомузыкой, вы-глядят
в ночном саду поистине фантастично.
Подсветка пешеходных дорожек так же имеет ряд особенностей. Например,
надо четко уяснить их назначение.
Если речь идет о протяженных маршрутах, то источники света выбираются с
целью равномер-ной освещенности, достаточной
для того, чтобы человек мог заранее заметить препятствие и
ориентироваться в пространстве, кроме того свет не должен направляться в
глаза пешеходам. При освещении небольших дорожек и тропинок можно
ограничиться подсветкой, которая лишь обозначит их контуры. Сами
источники света при этом могут быть низкими или вообще располагаться на
уров-не земли, но расстояние между
светильниками не должно быть большим, чтобы не нарушать целост-ность
восприятия дорожной ленты.
Для элементов ландшафта – гротов, пещер – глав-ная
особенность освещения в том, чтобы источник света, размещенный внутри,
не слепил зрителя. То есть световой поток был направлен перпенди-кулярно
входу.
Возможности света поистине удивительны. Ведь он позволяет быть саду
таинственным и зага-дочным, праздничным, звать
к спокойному созер-цанию или удивлять
драматичностью контрастов. Достичь необходимого эффекта не так просто,
ведь художестввенное впечатление достигается только в том случае, если
учтены все технические тонкости.
Разработку общей концепции лучше всего дове-рять
специалистам, ландшафтным художникам, выбор светильников осуществлять в
специализи-рованных магазинах и фирмах, а
прокладку кабе-лей и подключение –
компетентным электрикам.
Систему освещения надо разрабатывать одно-временно
с проектом участка, необходим ком-плексный подход к проблеме. Нельзя
решать задачу, раздробив ее на отдельные фрагменты – сначала подсветка
дома, потом ограждений, за-тем мест отдыха... Не стоит оставлять
прокладку кабелей на потом: иначе придется копать под уже готовыми
дорожками и площадками, обходить деревья и кустарники, портить газон.
Основное требование к светотехническим устрой-ствам – безопасность.
Никакие эстетические со-ображения не могут преобладать над
соображе-ниями безопасности. Светильники для ландшафта должны обладать
определенной герметичностью, чтобы противостоять пыли, не бояться воды.
Этот показатель характеризуется двузначным числом. Первая цифра отражает
степень защиты светиль-ника от пыли и грязи, вторая – от влаги.
Исполь-зуйте для улицы светильники со степенью защиты 44 и выше. При
установке подводных светильников требуется еще более высокая защита.
Ландшафтное освещение – невероятно интерес-ная тема. Для осуществления
дизайнерских идей советом воспользоваться следующей информа-цией.
Исключайте ослепляющий эффект! Если же вы их применяете, то используйте
светильники высотой не менее трех метров, лампы небольшой мощности,
матовые или фростированные рассе-иватели или рефракторы. Применяйте
больше источников света при меньшей мощности каждого. Таким образом вы
снижаете общий контраст, добиваетесь мягкой, волшебной картины. Чтобы
подчеркнуть красоту естественной окраски листвы растений, используйте
галогенные лампы. Для световой заливки больших площадей (например, кроны
крупных деревьев) подойдут металло-галогенные источники. Для подсветки
небольших композиций, например альпийской горки, ручья, очень удобно
применять фибероптику. Для доро-жек, лестничных маршей, перепадов высот
жела-тельно использовать освещение, монтируемое в подпорные стенки. Для
подсветки живой изгороди из кустарников хорош скользящий свет. Для
прори-совки контуров здания хороши линейные люмине-сцентные лампы и
фибероптические источники, обеспечивающие мягкий ровный свет.
Ольга Грозина
|
|