Дневник Золотой капители: Новосибирск. Июль 2007. Фестиваль дизайна. Еще полтора дня.
Фото: Виталий Валишевский
Почему полтора? Так случилось. День дизайна практически не заинтересовал в силу профессиональной направленности. Однако, креативный завтрак, проведенный А.Н.Клевакиным, похоже, удался (10 минут присутствия оказалось достаточно). Тогда же Юрий Назаров провел мастер-класс.
Полтора начинаются с обеда 3-его дня – мастер-класса В.Лаптева, редактора петербуржского журнала «Просто дизайн», автора ряда книг по графическому дизайну. Краткая история «Новой волны» в его изложении и иллюстративном сопровождении привела к торжеству модульной сетки в финале. Модульная сетка может быть спасением для современных графиков, укладывающих в полосу издания множество разнородных материалов. Краткий анализ известных и малоизвестных произведений графического дизайна, предложенный ведущим класса, найдет свое отражение в книге, которая готовится к изданию.
Вечер завершился презентацией мебели Киннарпс, а также установкой буквы на площадке перед Шариком.
Следующий, архитектурный день начался с завтрака. Креативного, как и в прошлые дни. Творить предлагал философ Сергей Смирнов. Темой было заявлено «Город как дизайнерский проект». Попробовать помыслить город как такое единое целое, запроектированное дизайнером. С учетом конечно и деятельности и маркетинга и креативной составляющей. Предложено было найти адекватную Новосибирску модель города. В качестве иллюстрации – тоталитарный «Метрополис» Фрица Ланга – утопия (или кошмар?) конца 1920-х годов, демонстрирующая бесполезную машину для населения. В обсуждении принял участие и Александр Ложкин, выступивший в качестве историка архитектуры. Им не был принят (провокативный?) вариант Новосибирска как города с искусственным развитием (запланированным). И формирование переселенческого пункта, и стихийное расположение административных зданий в 1920-х, а производственных площадок в 1940-х, и застройка, быть может, 1990-х – все это признаки города естественного. Среди образов города – свернутых представлений – были названы и мост, и перекресток, и амеба или клетка. В завершении была предложена линейно-узловая структура города, на мой взгляд, более походившая на схему планировочной структуры, чем на модель развития. Параллельно с обсуждением модели выяснялась роль и функция дизайнера. Анатолий Бакшаев указал на интриганский характер этой профессии. Провокативность которой заключается в создании новой потребности, нового качества жизни. Были предложены варианты смысла работы дизайнера как родителя идей (и только?), которые нужно продвигать. На десерт (выражаясь кулинарным языком) выступил (назовем так) Горожанин. Человек, который прожил в трех разных городах. Новосибирке послевоенном – деревянном. Это был город бараков. На площади (теперь Ленина) было трамвайное кольцо, а на задворках театра – китайские сапожники в киосках. На каждом углу были парикмахерские. Это был город 1950-х. В Каменке были деревни. Потом Новосибирск изменился. В 1970-е строились первые пятиэтажки, речку Каменку замыли песком. Зачем? Можно было разместить в нижних уровнях коммунальные и складские службы, выше – технические паркинги, пожарные службы, а наверху – автостоянки для обычных людей. Там можно было провести железную дорогу, а существующий вокзал сделать городским. Позже вдоль Красного проспекта построили метро. Сейчас – третий город. Он строится. Городская политика при этом весьма спорна. Не вынесены бесполезные для центра города кирпичные заводы, другие пром.площадки, однако застройка ведется в парках и скверах, которых Новосибирску не хватает. Рядом с Нарымским сквером еще есть бараки, которые можно сносить – однако инвестор заинтересован в строительстве именно в зеленой зоне. Сибирскую ярмарку когда-то хотели вывести на берег Оби. Там даже реализуется этот проект. Однако напротив НЭВЗ вырубают аллею. Чтобы сделать паркинги для крупного выставочного комплекса? Это единственный способ решения транспортной проблемы? Другого варианта благоустройства не существует?.. Мэрия не может благоустроить улицы и скверы. Это может звучать смешно – но в городе нет скамеек. Только на остановках и минимальное количество в парках. Почему? Потому что садятся на спинки? Поставьте лавки – без спинок.
Многие проблемы с точки зрения потребителя можно решить безболезненно, легко и быстро. Возможно объединение усилий (это уже лозунги… надо от них уходить, разумеется) городского сообщества, проектировщиков и инвесторов – дадут возможность построить нормальную среду обитания.
Сергей Смирнов также анонсировал предстоящий Второй Градостроительный форум – он пройдет в начале декабря, в рамках зимнего фестиваля.
После легкого перерыва состоялось событие, на мой взгляд, ставшее жемчужиной фестиваля. Да, это совершенно субъективная точка зрения. Мастер-класс Юрия Аввакумова. Московский архитектор, который … который. Его считают известным, выдающимся и так далее по списку рангов. Архитектор по образу мысли, мне кажется. Автор экспозиций, проектов, задуманных десять и двадцать лет назад, и реализуемых только сейчас. Проектов, которые чисты своей формой. Заданы мыслью и образом. В ходе мастер-класса Юрий Аввакумов продемонстрировал процесс создания нескольких объектов: башня из зеркальных блоков, дирижабль, «городки». Это объекты различных качеств – скульптуры, элементы среды, деталь интерьера, арт-объекты. Кураторская и экспозиционная деятельность была также представлена в ходе лекции (проекты, которые были реализованы на территории Пирогово, что у Клязьминского водохранилища). В конце (под грохот грома и молнии) слушатели узнали о проекте в Абу-Даби. Музейный центр, который будет построен в эмирате, проектируется стар-архитекторами: Хадид, Андо, Гери, Нувель. Отдельные павильоны создают Грег Лин, Дэвид Аджайе и другие. В их числе и Юрий Аввакумов с Андреем Савиным. Этот проект подробно освещался в прессе. Музейная тема – одна из важных для этого архитектора. Он в свое время сделал проект «Русская утопия», в котором собрал множество нереализованных проектов – начиная с Баженова, заканчивая современными российскими архитекторами. То, что называлось «бумажной архитектурой» - нашло отражение в этих экспозициях. Другая важная вещь – случайность. Случайность выбора профессии. Случайность современной деятельности. Сильное увлечение русским авангардом. 1910-1920-е годы. Случайность?.. Один из российских журналов пишет, что Аввакумов ничего раньше не строил просто потому что никто не предлагал.
На этом полтора дня фестиваля дизайна можно завершить. Мы надеемся продолжить освещение событий фестиваля дизайна в серии интервью с его участниками, а также в публикациях, которые можно найти в журнале «Красивая жизнь».
ФФ
7.07.2007 плюс один день
|