Актуальность диссертационной работы А.В.Радзюкевича предопределена тем фактом, что разработка темы архитектурного пропорционирования, столь сильно увлекавшая в XX веке многих исследователей, зашла в тупик. Стало очевидным, что при помощи изощренных геометрических построений всегда можно установить самые разные закономерности в построении архитектурных форм практически любого памятника. И этим плохо объясняются причины формирования тех или иных эстетических качеств произведений зодчества. Остаются непонятными и творческие методы прошлого. Идея закономерного пропорционирования, особенно с использованием отношения золотого сечения, все еще воспроизводится в качестве теоретического постулата, однако, уже не принимается на веру молодыми поколениями архитекторов и не находит применения в их проектной практике. Поэтому нельзя не признать, что потребность в серьезной критической работе, посвященной методическим основам проведения пропорционального анализа форм памятников архитектуры, давно назрела. В первой главе диссертации А.В.Радзюкевича проводится детальный разбор всех основных направлений пропорционального анализа произведений архитектуры. Его отличает высокий уровень проработки, строгая обоснованность, научная корректность и убедительность выводов. Здесь хорошо показано, что золотое сечение, хотя и может претендовать на роль универсальной закономерности гармонического построения форм, но до сих пор остается в этом отношении неразгаданной тайной, а, следовательно, и неэффективным инструментом в руках архитектуроведов. В то же время увлечение «золотом» и другими иррациональными соотношениями величин привело к неоправданному умалению значимости целочисленных модульно- метрологических систем пропорционирования, которые имели огромный авторитет в древности. Таким образом, обосновывается целесообразность выбора в качестве приоритетного направления исследований именно последнего, целочисленно-модульного. Во второй главе разбираются методические особенности проведения пропорционально-метрологического анализа форм памятников архитектуры. Здесь обращают на себя внимание сравнительно-статистические сопоставления пропорций и размеров больших групп памятников. Весьма продуктивен предлагаемый автором автоматизированный метод вариантного моделирования. Убедительно поставлена проблема определения критериев истинности и механизм отбора наиболее вероятного варианта пропорционального строя избранного памятника. Особенно важно то, что автор делает акцент на отыскании документальных свидетельств использования в построении исследуемых памятников соответствующих мер длины и модульных величин, с чем и соотносит геометрические анализы форм. Для успеха дела необходимо реконструировать, по мере возможности, сам творческий метод разбивки плана здания и определения вертикальных размеров: нам очень плохо известно, как определяли габариты - в свету или в осях, от фундамента или от чистого пола и до основания перекрытия или до самого венчания? Представляется, что предлагаемый А.В.Радзюкевичем методический анализ в совокупности с автоматизировано-статистическим позволит существенно продвинуться в разработке этих вопросов. Главы третья и четвертая посвящены апробации выдвинутых и разработанных автором методов сравнительно-статистического анализа и автоматизированного вариантного моделирования на примерах ордерных систем древнегреческой дорики и отдельных памятников архитектуры античности. Эта апробация состоялась вполне. Она дала массу очень ценных конкретных наблюдений и привела к весьма существенным заключениям. Автору удалось установить тот факт, что в античной Греции не было того единообразия модульного и пропорционального построения ордерных форм, о котором писал Витрувий и тем более его комментаторы. Но в императорском Риме тенденция к такому единообразию улавливается. Причем, как отмечает А.В.Радзюкевич, единообразными делались пропорции разных ордеров - дорического (тосканского), ионического и коринфского, что сводило их узнаваемые черты лишь к декоративным мотивам. Весьма интересны, точны и убедительны авторские исследования размерного и пропорционального построения Парфенона, Пропилеев, храма Ники Аптерос, Эрехтейона, а также и некоторых других храмов классической Греции, внимательно рассмотренных по отдельности и в сравнении между собой. Особой заслугой автора является выявление преемственной связи между построением Старого и Нового Парфенонов, а также анализ построения Эрехтейона в соотнесении с уникальным историческим источником – Сметой строительства Эрехтейона, который доказывает, что размеры классических памятников соответствуют мерам дорической системы. Ярким завершением всей работы служит авторский анализ пропорционально-метрического построения Пантеона. В нем показана универсализация пропорций ордера в Древнем Риме вне зависимости от его абсолютных размеров, что противоречит положениям трактата Витрувия. Анализ дал основания предполагать, что портик Пантеона был спроектирован одновременно с основным объемом здания. Но самое интересное наблюдение А.В.Радзюкевича, основанное на изучении не только античных, но и средневековых, в том числе древнерусских памятников архитектуры — это факт кратности диаметров круглых купольных форм семи единицам, что давало возможность целочисленного выражения значения иррационального числа «пи» позволяло строить окружности с помощью числа и меры. Второй том диссертации А.В.Радзюкевича, включающий рисунки и таблицы, поражает объемом графических и расчетных материалов, скрупулезностью их выполнения и доказательностью выдвигаемых автором научных положений. Совершенно очевидно, что представленная диссертация - плод многолетней трудоемкой, тщательнейшей работы автора - великого энтузиаста и тонкого специалиста в своей области. Замечания к диссертации носят только локальный, в основном редакционный характер, хотя в целом текст написан хорошим, ясным литературным языком. Хотелось бы пожелать автору при подготовке диссертации к изданию в виде монографии, что, безусловно, следует рекомендовать, добавить ссылки на использование священных мер и чисел, закладывавшихся в основание зданий не только античности, но и более глубокой древности, и средневековья - в разных частях света. Интересны были бы в дальнейшем поиски пропорционально-метрологических закономерностей и ансамблях и крупных градостроительных структур. Но это пожелания на будущее. В настоящем виде работа А.В.Радзюкевича представляет собой завершенное самостоятельное фундаментальное исследование, обладающее высокой научной значимостью и новизной и полностью отвечающее требованиям ВАК, предъявляемым к кандидатским диссертациям. Автореферат в полной мере соответствует содержанию исследования.
Автор диссертации А.В.Радзюкевич, безусловно, достоин присуждения ученой степени кандидата архитектуры по специальности 18.00.01 «Теория и история архитектуры, реконструкция и реставрация историко-архитектурного наследия».
Отзыв составил: доктор архитектуры, член-корреспондент РААСН, зам. директора по научной работе НИИТАГ И.А.Бондаренко |
|