ЗОНОВ Максим Владимирович
(20.03.1966 – 1.03.2002)
В последний день зимы судьба оборвала жизнь
трех прекрасных людей, игравших заметную роль в культурной жизни Сибири. В
автокатострофе на Чуйском тракте погибли новосибирский архитектор и
арт-менеджер Алексей Поливанов, архитектор, новосибирский дизайнер,
художник, композитор Максим Зонов, поэт, музыкант, видеохудожник Игорь
Давлетшин. Каждый из них обладал многими талантами. На границе Алтайского
края и республики Алтай, в долине Свободы, их автомобиль занесло. Встречная
«десятка» протаранила маленькую машинку. Алексей и Игорь погибли сразу,
Максим жил еще сутки...
Он был настоящий художник. Он жил здесь, и одновременно –
в каком-то своем параллельном мире, в который пускал немногих. Он совершал
революции, но они были такие ласковые и добрые, что никто их не замечал.
Просто в мире что-то менялось к лучшему.
Когда Максим построил кафе «Мехико», это тоже была
революция. Так до него никто не проектировал. Вместо гипсокартона, подвесных
потолков и псевдоиндустриальных элементов, пытающихся спрятать свое
кустарное происхождение, возник честный интерьер, прямо рассказывающий
посетителю свою историю. Это не было и имитацией Мексики – это была мечта
сибирского художника о далекой стране, такой, какую он себе представляет, а
не такой, какая она на самом деле. Деревянные конструкции в интерьере были
деревянными, штукатурка – штукатурной и рукотворной, декоративные коврики
ничего не имитировали – они висели на стенах для украшения, а не для того,
чтобы что-то прикрывать. Другие новосибирские дизайнеры испытали шок от
такого подхода, но оценили его по достоинству – на дизайнерской выставки
2000 года Максим получил высшую награду. Затем были кафе «Баттерфляй», клуб
«Шанхай», выполненные все в том же стиле, изобретенном Зоновым и названным
им «постмодернфолк», но Максим не стал заниматься одним лишь дизайном.
Он писал картины – очень нежные. Огромные полотна с
мягким рисунком и маленькие графические работки, украшенные тесьмой с
бабушкиных платьев. Он дарил картины друзьям и подругам, подарил на день
рождения линогравюру моей собаке. Работа называлась «Собача».
Вместе с Алексеем Поливановым и тогда еще дружным
коллективом, Макс работал над первыми номерами «NEO»
– яркими, провокативными, необычными. Разрабатывал неожиданный дизайн, делал
снимки новосибирских объектов в нестандартных ракурсах и писал тексты. В
последний год он вновь вернулся к журнальной деятельности, начав
сотрудничать с изданием «Стиль».
Он писал стихи, и «Издательство «ПРО» готовит к выпуску
его книгу стихов и рисунков.
Он снимал короткие смешные видеофильмы, сам писал к ним
музыку, и теперь «Ночная смена» на ОРТ грустит, поскольку две больших
кассеты с видео Макса Зонова они показали, а больше фильмов он им не
пришлет. Максим придумал и провел фестиваль актуального кино с неприличным
названием ФАК, мечтал превратить его в Канский кинофестиваль, проведя
таковой в городе Канск Красноярского края.
Их миссия на Земле была недолгой. Может быть,
сосредоточив энергию на архитектуре, ребята смогли бы создать невероятные
здания, изменить город или даже само понятие о зодчестве. Но почему-то
считается, что талантливые люди должны бороться за свое право творить, что
они должны преодолевать какие-то препятствия... Но они и так немало успели.
Жизнь такая короткая.
Александр Ложкин |