Электронный журнал www.SibDESIGN.ru
 
 
статьи

назад в раздел статьи

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ШЕДЕВРЫ


витраж "Тиффани"


входная группа, псевдовитраж


интерьерная перегородка, пескоструйный рисунок


шкаф-купе, пескоструйный рисунок на зеркале со стороны амальгамы

Родившееся где-то в бесконечных песках Древнего Египта, стекло уже несколько тысяч лет является одним из самых верных спутников и помощников человека во всех сферах его жизни. Одним из самых верных и при этом недооцененных. Мы почитаем его за прозрачность, за способность пропускать свет и совершенно забываем о том факте, что оно способно изменить нашу жизнь до неузнаваемости, сделать ее ярче, раскрасить в самые радостные цвета — зеленый, голубой, красный и, конечно, розовый.

Стекло с момента своего возникновения вдохновляло мастеров на самые смелые эксперименты: его окрашивали, дробили на части, подвергали огранке, вставляли в оправу… На сегодняшний день известно множество способов декоративной обработки стекла, причем современные технологии здесь вполне гармонично сосуществуют с самыми древними методиками.


Наследие Тиффани

Именно к таким старинным, веками проверенным технологиям художественного декорирования стекла и относится техника витража — создания небольших рисунков и огромных живописных полотен, собранных из отдельных кусочков цветного стекла. Так, самый древний из дошедших до нас витражей был создан в Древнем Египте 5, 5 тысяч лет назад. И что самое удивительное, та самая технология, по которой витражи создавались еще в Древнем Риме, с помощью которой украшались великие христианские храмы в Константинополе, в Шартре, Париже — эта технология с успехом применяется и сегодня. Заключается она в следующем: цветное стекло, вырезанное по определенному рисунку, скрепляется друг с другом специальным свинцовым, медным или латунным профилем. Правда, у этой классической техники есть один недостаток: стекла должны быть достаточно большого размера и не слишком сложной формы — и никаких ломанных, закругленных линий. Если же вам хочется украсить свой дом настоящей картиной из цветного стекла, то витражных дел мастер должен прибегнуть к другой технике — технике «Тиффани».
О, Тиффани, этот объект желания каждой женщины! Но в то же время это имя стало поистине культовым и для каждого, кто увлекается витражным искусством. В конце XIX века один из представителей знаменитого семейства Луи Тиффани занялся стеклом. Как и все, что создано руками знаменитых ювелиров, витражи «Тиффани» стали настоящими шедеврами: кусочки стекла оборачиваются самоклеющейся медной фольгой и спаиваются друг с другом с обеих сторон. Получается самый настоящий витраж-драгоценность, который, как и все от «Тиффани», стоит очень дорого.
И не только Тиффани: любой настоящий витраж — уникальное в своем роде произведение искусства. Для создания лучших витражей берется специальное стекло — неоднородное по своей структуре: частично матовое и абсолютно непрозрачное, частично — цветное и прозрачное. И эта разнородность приводит к тому, что стекло начинает вести себя необыкновенно, оно как будто оживает: лучи света, проходя сквозь него, особенным образом преломляются, колышутся и тем самым создают потрясающий эффект, наполняя пространство таинственными тенями и мерцанием. Но материал – лишь малая часть дела. Главное — сам процесс создания витража: все части этой стеклянной мозаики должны идеально подходить друг другу. Один небольшой просчет, один крошечный кусочек, отколовшийся при транспортировке, — и витраж придется полностью переделывать. Так что нет ничего удивительного в том, что классический витраж, как и любое другое произведение искусства, — довольно дорогое удовольствие.


Красота по-американски

Витраж, неотъемлемый атрибут дворцов и соборов, изначально не был предназначен для простых смертных. Какая несправедливость — ведь каждому хочется видеть в своем доме подлинные ценности, истинные шедевры! Выход был найден там, где всегда боролись за равные для всех права и возможности: именно в Америке большое распространение получил метод имитации настоящего витража — на цельное стекло наносятся вырезанные по эскизу цветные пленки, а границы между этими кусочками закрываются протяжками, имитирующими медный или свинцовый профиль. И результат получается очень эффектным: на стеклах расцветают экзотические цветы, начинают порхать крошечные бабочки и петь прекрасные птицы. Причем, при использовании этого метода декорирования стекла, рисунок может быть гораздо сложнее и мельче, чем при применении настоящей витражной техники. К тому же, сегодня на рынке существует довольно большой выбор пленок: это и цветные пленки с матирующим эффектом, и пленки, имитирующие настоящее цветное витражное стекло — рисунок напоминает неоднородную структуру, которая появляется во время изготовления и окрашивания — разводы, вкрапления, переходы цвета. А что касается использования, то возможности витражной имитации гораздо шире. Подобным псевдовитражом можно украсить мебель, межкомнатные двери и двери шкафа-купе, можно превратить его в настенное панно или, например, вставить в стеклопакет и тем самым закрыть вашу квартиру от глаз соседей, неожиданно появившихся в вашей жизни вместе с выросшим по соседству новым домом. И конечно же, стоимость витражной имитации гораздо ниже, чем настоящего витража, причем она может варьироваться — от минимально низкой до достаточно высокой, в зависимости от сложности рисунка и вида используемой пленки.


Пески и грани

Стекло, прозрачное или цветное, очень похоже на драгоценные камни: уже в Древнем Египте его использовали в качестве дешевой альтернативы подлинным драгоценностям. И подобно редким бриллиантам, изумрудам, рубинам, его тоже можно огранить. Грань на кусочке стекла называется фацетом. Это может быть скошенная грань по периметру всего зеркала, а может быть и огранка маленьких кусочков стекла, из которых потом складывается витраж. Кусочки фацетированного стекла в подобных интерьерных деталях идеально подгоняются друг к другу, в результате получается интересный, объемный, глубокий эффект.
Еще один весьма распространенный способ обработки стекла, который активно применяется в массовых изделиях, — пескоструйная технология. На стекло наносится трафарет, а затем начинается обработка специальным пескоструйным аппаратом: под давлением на нужный участок наносится кварцевый песок. В результате не защищенная трафаретом поверхность становится и матовой, а та часть стекла, которая осталось под шаблоном, остается полированной. Причем особенность этой техники состоит в том, что если долго воздействовать аппаратом на какой-то участок (так называемая «глубокая пескоструйка») возникает объем: разнообразные фактуры, сюжеты, орнаменты. Также очень интересный эффект возникает, если с помощью пескоструйной технологии наносить рисунок на зеркало. При воздействии на его внешнюю поверхность появится обычное чередование матовых и глянцевых участков, но если с помощью пескоструйного аппарата обработать заднюю часть зеркала, то этот участок станет прозрачным. И тут могут начаться такие игры со светом и цветом! Только представьте: в комнате вашего ребенка стоит шкаф-купе, на зеркальной двери которого с помощью цветных пленок выросли пальмы и взошло солнце, — этакий жизнерадостный, летний, дневной пейзаж. Но как только в комнате гаснет свет, а в шкафу зажигается подсветка, вместо солнца загораются звезды и на небе появляется сияющий полумесяц!


И это далеко не единственный вариант совмещения различных технологий, который может предложить компания «БФК-Персона», одна из ведущих компаний, занимающихся декоративной обработкой стекла и реализацией индивидуальных дизайнерских решений по остеклению квартиры или дома. Нанесение одной пленки на другую, совмещение техники имитации витража и фотопечати на стекле и на пленке, пескоструйная обработка стекла и псевдовитраж… Компания предлагает технологии, которые позволят реализовать даже самые фантастические идеи по остеклению дома: воспроизвести практически любой архитектурный стиль — от готики до конструктивизма, создать конструкции любой формы и конфигурации, тонировать стекла под цвет фасада, а также укрепить стекла ударопрочной пленкой и использовать противовзромную фурнитуру.

Возможности стекла, одного из самых древних строительных материалов, безграничны, как и фантазия человека.




© 2009 БФК-Персона, г. Новосибирск, ул. Фабричная 6, (383) 217-90-30, www.bfk.ru